Виктор Дени. Советский политический плакат 20-х годов. Часть 3
В карикатуре «По случаю прекращения забастовки горняков» Макдональд, Томас и Гендерсон услужливо склоняют шеи перед капиталистом, ожидая подачки за предательство. Надпись лаконична и ясна: «С праздником. На чаек-с». Досталось от Дени и другим лидерам II Интернационала: Каутскому, Шейдеману, Вандервельде. Глаза Шейдемана в карикатуре «Социалистический юбиляр» маслянисто блестят, созерцая орден, данный ему буржуазным правительством «за заслуги». Его тщеславие смешно и ничтожно.
В. Н. Дени Социалистический юбиляр. 1925 г. |
Сложнее и многограннее образ Карла Каутского, созданный Дени в эти же годы. Каутский выступает то в роли злобного карлика, то вырастает до грандиозных размеров, как в карикатуре «Каутский-Собакевич». То он полон злобы и утверждает, что враг сидит в Москве, то, уютно устроившись, спокойно дремлет на «Капитале» Маркса. Марксизм Карла Каутского» (1925) — одна из лучших карикатур этого цикла Дени. Композиция ее симметрична, уравновешенна. Четкими штрихами пера прорисовывает художник подушку, на которой покоится голова Каутского, цветочный горшок с розой, точно такая же роза изображена на ночном горшке. И символ мещанского благополучия — клетка с канарейкой водружена над спящим толкователем марксизма. Он явно наслаждается уютом и покоем.
В. Н. Дени Марксизм Карла Каутского. 1925 г. |
Зло высмеивая врагов, предателей-оппортунистов, Дени создает также листы, посвященные борьбе рабочего класса за свои права. В рисунке «Призрак бродит по Европе» (1924) над заседающими за круглым столом капиталистами поднимается грозная фигура рабочего с винтовкой в руках.
В. Н. Дени Призрак бродит по Европе. 1924 г. |
Интересно развитием действия сюжетное решение другой карикатуры — «По плану Дауэса» (1924). Она состоит из двух частей. На первом рисунке изображено наступление капитала на права пролетариата: к рабочему с молотом на плече тянется огромная лапа капиталистов всех стран с требованием «давай!». Второй рисунок изображает ответ пролетариата на требование капиталистов: рабочий с размаха опускает молот на раскрытую ладонь. Забавно передана реакция капиталистов: от неожиданного удара они подпрыгнули, потеряли всю свою важность, рты их превратились в сплошную букву О-О-О. Надпись «получай!» повторяет движение молота и усиливает смысловое значение рисунка, входя в структуру изображения. Впервые этот прием наметился у Дени в плакате «III Интернационал» (1921), художник часто использовал его и в дальнейшем, особенно, в плакатах 30-х и 40-х годов. Для Дени вообще характерно неоднократное использование приема; раз найденный, он входит в арсенал художественных средств мастера на долгие годы.
В. Н. Дени По плану Дауэса. 1924 г. |
Манера Дени-рисовальщика окончательно складывается в 20-е годы. Художника прежде всего интересует доходчивость, ясность воплощения политической идеи или события в художественном образе. В соответствии с этим он стремится максимально облегчить восприятие своих рисунков. Очень простая и лаконичная композиция часто строится на противопоставлении, используется контраст черного и белого. Линия силуэта подвижна и непрерывна. Интерьер, натюрморт, пейзаж почти всегда отсутствуют. Фигуры четко читаются на белом фоне листа. Художник концентрирует внимание зрителя на лице и руках. Несколькими штрихами он подчеркивает характерные особенности физиономий своих героев, своеобразие их манеры поведения.
Этот арсенал художественных средств Дени использует в серии карикатур конца 20-х годов: «Игрушки Дени», «Елочные украшения Дени». В них мы встречаемся с уже знакомыми персонажами: государственные деятели Европы представлены в виде игрушек для елки или марионеток кукольного театра. Забавен Бенеш в костюме клоуна, он держит в руках два флажка с надписями: «Признаю» и «Не признаю», двустишье, сочиненное самим художником раскрывает смысл изображения:
Чехо-словацкий Емеля!
У него семь пятниц на неделе!
В сухопарой англичанке с зонтиком легко признать Чемберлена. Забастовка углекопов взбесила его:
Англичанка угорела —
«Много угольев» поела!
В. Н. Дени Игрушки Дени. 1926 г. |
Очень небольшие по размеру карикатуры тщательно прорисованы. Каждое изображение воспринимается как законченное целое. Рисунки Дени пользовались заслуженным успехом в России и за рубежом. Карикатуры художника, опубликованные в «Правде», перепечатывали за границей не только коммунистические газеты, но и буржуазные. «Манчестер Гардиан» поместила рисунки Дени «Рур наш», «Спецы по добыванию топлива», «Дирижер Лозанской конференции», «Ангелочки мира» и целый ряд других.
В. Н. Дени Из елочных украшений Дени. 1920-е гг. |
Заслуги Дени были отмечены в 1932 году присвоением ему почетного звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В конце 20-х — начале 30-х годов Дени все чаще обращается к вопросам внутриполитической жизни страны. Художник чутко откликается на трудности строительства социализма, бичует тех, кто создает эти трудности: бюрократов, вредителей. В отличие от карикатур на международные политические темы в них Дени не разоблачает конкретные факты (как, скажем, это делали Кукрыниксы), а стремится создать обобщенные образы-типы, поэтому его карикатуры тех лет уступают по своей действенности предыдущим работам и носят несколько отвлеченный характер. То же самое можно сказать и о некоторых плакатах Дени 30-х годов («Революционная молния», 1930; «НКВД», 1937). Дени, обладающий редким политическим чутьем, рано почувствовал, какую страшную угрозу миру и цивилизации несет фашизм. В плакате «Лицо фашизма» (1927) Дени изображает огромную обезьяну, сжимающую в руках громадный нож и дубинку. На обезьяне хорошо знакомые нам по карикатурам Дени белая манишка и цилиндр, на котором свастика — символ фашизма. Фашизм страшен не только своей античеловеческой сущностью, но и мощью капитала, стоящего за его спиной, — хочет сказать художник своим плакатом.
В. Н. Дени Лицо фашизма. 1927 г. |
В 30-е годы изменяется творческая интонация художника— на смену иронии его ранних работ, тонко высмеивающих врагов советской страны, приходит гневный сарказм. Художник обращается к гиперболе и гротеску. Если ранее в его карикатурах действовали «комические персонажи в комических ситуациях», то теперь «герои» Дени приобретают фантастическое, подчас звероподобное обличие (штурмовик на плакате «Шагают к гибели своей» или вредитель на плакате «НКВД»); они вызывают не смех, а отвращение и ненависть. Особенно ярко эта новая интонация прозвучала в плакатах, созданных Дени в годы Великой Отечественной войны.
В. Н. Дени Фашистская ставка. Красноармейская поправка! 1943 г. |
С первых же дней войны Дени разоблачает звериную сущность фашизма, попирающего международное право порабощенных им стран, честь, совесть, мораль. Плакат «Лицо гитлеризма» (1941) по своему решению напоминает более ранние работы художника (например, «Лицо фашизма»). В плакате «Зачем свинье культура и наука» (1941) Дени вскрывает органическую враждебность фашизма культуре: сапог со шпорой-свастикой топчет таблички с надписями «университет, школы, курсы», а из голенища сапога высовывается свиное рыло, в котором можно безошибочно узнать Гитлера. Художник вновь обращается к портретной характеристике сатирического героя, в результате чего усиливается эмоциональное воздействие его работ. Гитлер становится главным объектом изображения художника. Через эволюцию этого образа показывает Дени, как рушились планы фашистской Германии на мировое господство, как под ударами Советской Армии катились назад фашисты. На плакате «На Москву! Хох! От Москвы: ох!» (1941) художник запечатлел первое поражение фашистов. Дени использует здесь прямое противопоставление двух листов, что у него встречалось уже а карикатурах 20-х годов. На первом — Гитлер марширует на Москву. Он полон самых радужных надежд, его нос задран вверх, сапоги со шпорами начищены до блеска, волосы и те воинственно поднялись. Фюрер бодро выбивает дробь на барабане с надписью «молниеносная война». Крушение планов Гитлера показано на другом листе: от неожиданного удара прорван барабан и брошен ему вдогонку, Гитлер с физиономией, выражающей злобу и недоумение, пустился наутек. Он потерял разлетевшийся сапог и только часть голенища болтается на босой ноге. Нос и волосы Гитлера уныло повисли.
В. Н. Дени На Восток! На Запад! 1944 г. |
Дени создает ряд плакатов подобного типа — «Фашистская ставка. Красноармейская поправка!» (1943), «Для немцев страшные вещи «мешки» и «клещи» (1943), «На Восток! На Запад!» (1944). Основная тема в творчестве Дени 1941—1945 годов — обличение жестокости и зверства фашистов. Его плакаты зовут к отмщению. «Убей фашиста-изувера» — взывает лист, где над телом замученной девушки изображена страшная физиономия фашиста, роняющего от плотоядного восторга слюни. Художник обличает злодеяния фашистов, его задача — вызвать у зрителя отвращение к ним, поэтому Дени усиливает экспрессивную выразительность рисунка, прибегает к резким контрастным сопоставлениям (красота, юность девушки и звериный облик фашиста), к натуралистическим деталям (волосы в ушах фашиста, слюни, капающие изо рта и прочее).
О неизбежности возмездия за кровавые злодеяния говорят плакаты: «Что посеял, то и пожнешь. От суда не уйдешь!» (1944). «Узнал фашистский стервятник, что у нас не ягнятник!» (1944).
В. Н. Дени Узнал фашистский стервятник, что у нас не ягнятник! 1944 г. |
Одновременно с темой возмездия в работах 1943—1945 годов все чаще начинают звучать радостные ноты предчувствия победы. Появляются листы. «С праздником на нашей улице» (1943), «Разная картина — вид Москвы и вид Берлина» (1944) и один из последних плакатов Дени — «Красной Армии метла нечисть вымела дотла» (1945).
В отличие от скупой, сдержанной гаммы плакатов первого периода войны в этих плакатах краски звучат в полную силу. Смертельно больной художник выразил в них радость победы своей страны, разгромившей в тяжелом поединке страшного врага.
Осенью 1946 года Дени не стало. Ушел из жизни художник, чье искусство было неразрывно связано с историей нашей страны и являло собой яркий пример сознательного и беззаветного служения ей.
«Многочисленные политические карикатуры, шаржи и плакаты Дени — это яркие документы пролетарской революции,— это памятники нашей великой эпохи», — так высоко оценивала творчество Дени газета «Правда».
Ю. М. Забродина «Виктор Николаевич Дени»
Часть 1 |
Часть 2 |
Часть 3 |