Виктор Дени. Советский политический плакат 20-х годов. Часть 2

Дени уезжает в конце 1918 года в Москву, а оттуда в Казань, где работает заведующим художественной секцией Агитационно-просветительного отдела Приволжского военного комиссариата. Он организует выставки политического плаката и сам очень много работает над ним. Советский политический плакат возник в момент величайшей опасности для революционной России. Необходимость мобилизации всех сил для защиты республики потребовала от искусства очень быстрых и наглядных средств агитации.

Плакат и стал таким самым массовым видом агитационного искусства. Он занял ведущее место в изобразительном искусстве и играл значительную роль в общественной жизни тех лет. Каждое политическое событие находило в нем молниеносный отклик и становилось достоянием масс. Плакаты вывешивали на специальных стендах, наклеивали на стены домов и вагоны с солдатами, отправлявшимися на фронт.

В силу специфики жанра плакат должен был быть, с одной стороны, броским, ярким, чтобы привлекать внимание сразу, с одного взгляда. Для этого следовало сделать художественный язык его лапидарным: обобщить цветовые массы, дать их в контрастном сопоставлении, подчеркнуть острую выразительность силуэта.

С другой стороны, в расчете на более близкое и внимательное знакомство с плакатом художник-плакатист прибегал к надписям, к многочисленным интересным деталям, уясняющим смысл изображения.

До революции политического плаката в России фактически не существовало. Но требования жизни были таковы, что становление этого вида искусства шло необычайно быстро. За первыми плакатами Злобина и Апсита, страдающими иллюстративностью образного решения, последовали плакаты Моора, Дени, Черемныха, Маяковского.

Наметились два основных вида плаката: плакат героический, агитационный, прославляющий героя революции, и плакат сатирический, разоблачительный, бичующий врага, раскрывающий его смешные и слабые стороны, колко издевающийся над ними.

Великолепные образцы агитационного плаката создал художник Моор. В своих лучших листах «Ты записался добровольцем?» (1920), «Красный подарок белому пану» (1920), «Помоги!» (1921) он пришел к суровому лаконизму и монументальной обобщенности образа. Плакаты Моора — прекрасный образец агитационного искусства. Концентрация идеи доходит здесь до своего максимума — его плакаты требуют немедленного и активного действия.

Дени работал в сатирическом плакате, именно в нем могли с наибольшей полнотой раскрыться лучшие стороны таланта художника.

Дени — великолепный рассказчик, обладающий чувством юмора, умеющий увлекательно и смешно рассказать о важных политических событиях. Его персонажи переходят из одного плаката в другой. Художник использует портретное сходство в сатирическом образе. Деникина, Колчака, Чернова всегда легко узнать, но каждый раз они действуют в новых, неожиданных ситуациях, которые художник юмористически обыгрывает. Дени всегда безошибочно находит те необходимые детали, которые работают на раскрытие основной идеи произведения. Плакаты Дени разнообразны как по тематике, так и по средствам воплощения политического содержания в художественном образе. В ряде плакатов он прибегает к повествовательно-жанровому раскрытию темы, опираясь на традиции народного лубка. Таковы плакаты «Антанта» (1919), «Освободители» (1919), «Три гренадера» (1921), «На могиле контрреволюции» (1920).

В. Дени  На могиле конрреволюции
В. Н. Дени
На могиле конрреволюции.
1920 г.

Последний плакат относится к лучшим произведениям этого жанра. Композиция его обладает ясностью, завершенностью и точно доносит смысл изображения до зрителя. Под деревьями, траурно склонившими обнаженные ветви, художник симметрично помещает попа и буржуя. Они оплакивают потерянный рай — царизм и белогвардейских генералов, чьи имена начертаны на крестах могильного холмика. Под крестами — бочонок с надписью «казенное питье» и разорванный на части двуглавый орел (символ самодержавия), в небесах — архангел-городовой. Художник совмещает в своем плакате два плана (бытовой и фантастический), добиваясь комического эффекта. Могила контрреволюции — это могила самодержавия и капитализма.

В плакатах Дени композиция чаще всего многофигурная, большое внимание уделяется не только силуэту, но и объемной, светотеневой проработке формы. Художник стремится сделать их как можно более наглядными. Хотя в большинстве случаев действующих лиц на плакатах Дени можно узнать без труда, он не скупится на надписи («Селянская богородица», 1919).

В. Дени  "Селянская богородица"
В. Н. Дени
"Селянская богородица"
1919 г.

Дени смело вводит шарж в политический плакат, прибегает подчас к пародии. Классический пример в этом отношении — плакат «Селянская богородица». На иконе в образе богоматери изображен эсер Чернов, держащий «младенца» — адмирала Колчака, на груди которого висит табличка «Расстрелять каждого десятого рабочего и крестьянина». В верхних углах, там, где обычно изображают святых, в медальонах — головы генералов Юденича и Деникина. Любопытна дальнейшая эволюция этих образов у Дени. В 1921 году в плакате «Три гренадера» Юденич, Деникин и Врангель выглядят уже совсем иначе. Они уныло бредут по шпалам, согнувшись в три погибели, едва передвигая ноги, опираясь на клюку. Юденич и Деникин совсем не походят на тех толстяков с выпученными от злобы глазами, что смотрели на зрителя с «Селянской богородицы». Плакаты подобного типа обычно сопровождались подробными комментариями в стихах. Дени чаще всего сотрудничал с поэтом Демьяном Бедным. О внутреннем родстве этих двух мастеров Луначарский писал: «Тут есть много общего. И Дени и Бедный — мастера. Оба они реалисты-психологи. Демьян — правдив, поэтому его и понимают сотни тысяч рабочих и крестьян... И Дени — реалист. Никаких в нем нет стилизаторских ломок вещей, никаких формальных подходов».

Среди плакатов Дени, созданных в годы гражданской войны, выделяется целая большая группа произведений, где художник не ставит своей задачей глубокое сюжетное раскрытие темы, а прибегает к метафоричному ее истолкованию. Обычно это плакаты, где мы встречаемся с персонификацией таких сложных понятий, как Капитал, Антанта, Лига Наций, Церковь.

В плакате «Капитал» (1920) художник изображает огромную фигуру капиталиста, утопающего по пояс в золоте. От него тянутся нити паутины, опутывающие фабричные трубы на втором плане. Капиталист-паук, превращающий чужой труд в золото.

В. Дени  Капитал
В. Н. Дени
Капитал.
1920 г.

Художник создает в эти годы обобщенные образы-типы буржуя, кулака, попа. Они переходят у него из плаката в плакат, развиваются, обогащаются новыми чертами, приобретают разные оттенки, но социальная их суть — кровопийцев и паразитов — остается неизменной.

Образ буржуя, каким его создал Дени, перейдет в двадцатые годы и в политические карикатуры художника, он станет синонимом «классового врага». Маяковский писал в своем стихотворении «Лицо классового врага»:
                               Распознать буржуя —
                                                               просто
                                         (знаем
                                                  ихнюю орду!): 
                                         Толстый,
                                                     низенького роста 
                                         И с сигарою во рту. 
                                         Даже
                                                 самый молодой — 
                                         Зуб вставляет
                                                             золотой. 

                                         Чудно стрижен,
                                                              гладко брит... 
                                         Омерзительнейший вид 
                                         А из лысинных целин
                                                 Подымается —
                                                                      цилиндр.
                                         Их, таких,
                                                       за днями дни,
                                         раздраконивал
                                         Дени.
С 1921 года Дени становится постоянным сотрудником газеты «Правда», его рисунки помещают на первой странице рядом с самыми важными политическими статьями. «Чрезвычайно острый тематически, общедоступный по концентрированной простоте, лаконичный по форме, Дени — настоящий газетчик. Это художник, который умеет распрямиться, как пружина, отвечая на тему дня»,— писал о нем Моор. Круг явлений, затрагиваемых Дени, необыкновенно широк, можно только поражаться неистощимой фантазии художника. Он работает над карикатурой на международные политические темы, создает рисунки, посвященные строительству социализма в Советском Союзе, борьбе пролетариата в капиталистических странах. Его рисунки высмеивают, иронизируют, утверждают. Любимый его жанр — сатирический портрет, излюбленные герои — представители глав правительств враждебных капиталистических стран, вожди II Интернационала, социал-предатели. Создавая сатирические портреты, Дени не только передает портретное сходство, но и умело вскрывает истинные пружины действия того или иного государственного мужа. Подтянутый Чемберлен, всегда во фраке, лакированных туфлях и при монокле — воплощение респектабельной Англии. Хищный оскал зубов, тяжелый подбородок, за которым угадывается челюсть, способная все перемолоть,— вносят существенную поправку к этому образу. Художник обнажает черты, которые так хотелось бы скрыть персонажу, но которые определяют его поведение: вероломство, хищничество, агрессивность. Дени помещает Чемберлена в ситуации, где с наибольшей полнотой раскрывается двуличность его политического курса. Вот Чемберлен — «ангел мира над Ангарой», заманивающий в Лигу Наций. Вот он — уличный шарманщик, проповедующий гуманность, культуру и цивилизацию. Но яростно оскалились зубы, зловеще блестит монокль, а из-за отворота великолепного фрака высовывается подлинный текст его программы налетов и грабежей. Чемберлен натравливает Пилсудского (главу буржуазной Польши) на Россию — рисунок «Шептуны» (1926). Так же, как до революции кайзер Вильгельм воплощал военизированную Германию, а забитый Магомет — отсталую Турцию, так в 20-е годы Чемберлен олицетворяет империалистическую Англию, ее политический курс, открыто враждебный стране Советов.

В. Дени  Шептуны
В. Н. Дени
Шептуны.
1926 г.

Несколько более однозначно решены сатирические портреты остальных глав правительств: Антонеску, правивший в Румынии, дан в виде палача, Пилсудский — в образе зарвавшегося пана, требующего восстановления границ до 1772 года, главарь итальянских фашистов Муссолини — дегенератом со свастикой на лбу.

«В Дени мы имеем соединение острого политического ума, безошибочно понимающего ситуации и отношения между нами, друзьями и врагами нашими, и сильного художественного дара»,— писал Луначарский.

Создав образы-маски «государственных мужей» Европы, Дени вводит их в сюжетную политическую карикатуру, доходчиво раскрывая зрителю подоплеку различных политических явлений и сложные взаимоотношения капиталистических стран: «Европейское жилтоварищество. Лига Наций» (1927). Главное действующее лицо Чемберлен, он хранит домовую книгу; Румынии, Польше, Чехословакии отведено лишь второстепенное место «угловых жильцов». На физиономиях политических деятелей — явное недовольство друг другом, за отношениями персонажей угадывается скрытая вражда и противоположность интересов стран Европы. Неутомимо обличая правящие круги капиталистических стран, Дени не оставляет в стороне и тех, кто способствует сохранению режима в этих странах — предателей социал-демократов. Целая серия его рисунков называется «социал-предатели». В ней Дени разоблачает истинную сущность вождей II Интернационала, предавших интересы рабочего класса и перешедших на сторону буржуа. В этих рисунках больше юмора, больше презрения и сарказма, чем в рисунках, изображающих государственных мужей. Основой карикатуры по-прежнему является сатирический портрет. Художник заостряет психологическую выразительность лица. Макдональд (лидер социал-демократов Англии) выступает то в роли райской птички, восхваляющей Чемберлена, то старательного ученика, который берет уроки у Чемберлена. Лейтмотив этого образа — ханжество, лицемерие и лакейство.

Часть 1

Часть 2

Часть 3