Виктор Дени. Советский политический плакат 20-х годов. Часть 1

                                        Я художник великой державы 
                                        И художник не ржавый.
                                        Свое дыхание жизни 
                                        Я отдал Отчизне.
                                                                  Дени
Художник Дени — один из самых замечательных мастеров советской политической сатиры в изобразительном искусстве. Его творческий путь неразрывно связан с историей возникновения и становления Советского государства. Обладая редким политическим чутьем, подлинной принципиальностью и высоко развитым сознанием гражданского долга, Дени обращался в своем искусстве к народу. Специфические особенности таланта художника — неистощимая фантазия и юмор сюжетных построений, острота передачи портретного сходства и выразительность графического образа — придавали политическим плакатам и рисункам Дени необыкновенную силу воздействия на массы. Газета «Правда» писала о нем: «Сделать врага смешным — наполовину добить его. Совлечь с него величавую личину, обнажить его отвратительное естество и притом так, чтобы понял без всяких пояснений буквально каждый, имеющий глаза,— это труднейшая задача, которая по плечу лишь немногим художникам, вроде Дени».

Произведения Дени прочно вошли в историю советского искусства, оказали существенное влияние на формирование наиболее значительных мастеров сатиры младшего поколения.

Виктор Николаевич Денисов (Дени) родился 24 февраля 1893 года в Москве. Он происходил из обедневшего дворянского рода, рано лишился родителей и воспитывался в дворянском пансионе-приюте. Уже в отроческие годы интересы его отличаются завидной широтой: он увлекается литературой, историей, философией, экономикой и, конечно, искусством. Рисование в пансионе вел известный русский художник, ученик В. А. Серова, Николай Павлович Ульянов. У него научился Денисов точному и лаконичному рисунку, экспрессивной и выразительной линии. Ульянов был единственным учителем Денисова, так как из-за недостатка средств молодой художник не смог получить в дальнейшем систематического художественного образования.

Он рано начал сотрудничать в журналах. Революция 1905 года в России и отмена предварительной цензуры вызвали подъем сатирической графики. В журналах тех лет выступили молодые художники, имена которых впоследствии вошли в историю советского политического плаката и карикатуры. В 1910-е годы выдвинулся художник Моор (Д. С. Орлов), работавший в журнале «Будильник», Ре-ми (Н. В. Ремизов) — в «Сатириконе». Не без влияния Ре-ми — Ремизова молодой Денисов избирает для себя псевдоним Дени.

В 1912 году в газете «Голос Москвы» появляются шаржи Дени на Л. Андреева, П. Боборыкина, И. Бунина. Рисунки не отличаются единством стиля, но некоторые их черты позволяют говорить об индивидуальности молодого художника. Шаржи лаконичны, скупые детали не отвлекают внимание от главной задачи — раскрытия особенностей, своеобразия каждой личности. Художник прежде всего стремится создать цельный образ, а не изобразить занимательные подробности.

В шарже на И. Бунина острая выразительная линия выявляет изысканность, аристократизм и суховатую четкость, присущие литератору. Дени подчеркивает наиболее характерные особенности внешности писателя: длинный нос, худую шею, высоко поднятые брови. Он находит такую меру преувеличения, что портретный набросок, не теряя сходства с оригиналом, приобретает юмористический оттенок, что является основным в дружеском шарже.

В 1913 году Дени едет в Петербург, где его карикатуры и шаржи завоевывают широкую известность. Через журналиста Н. Г. Шебуева он знакомится с художниками и литераторами. Юмористические портреты Дени появляются на страницах журналов «Солнце России», «Весна», «Журнал журналов», «Рампа и жизнь». Свои рисунки художник делает по памяти, не прибегая к предварительным зарисовкам, они вызывают всеобщее восхищение. «Какой талантище!.. и рисовать умеет и сходство схватывает и, вообще, мастер...» — отзывался о нем И. Е. Репин. «Браво, браво monsieur Deni! Как быстро и как ловко это сделано!» — пишет на рисунке Дени Шаляпин.

Один из ранних шаржей петербургского периода — шарж на поэта Валерия Брюсова. Художник подчеркивает нарочитую изысканность его облика. Главная задача как бы не юмористическая, а вполне серьезная — портрет, но портрет не столько самого поэта, сколько его лирического героя. Художник стремится передать Брюсова таким, каким он хотел казаться и каким его воспринимала читающая публика: элегантным, строгим, замкнутым, властным. Силуэт резко очерчен, контур рисунка прихотливо изломан и стремительно взбегает вверх. В костюме подчеркнуты самые выразительные детали: красная гвоздика в петлице сюртука, драгоценные запонки в манжетах, цветной платок. Рисунок мастерски скомпонован: погрудное изображение фигуры, скрещенные на груди руки рождают ощущение завершенности, замкнутости композиции, изолированности фигуры от окружающего пространства.

В. Дени  Валерий Брюсов
В. Н. Дени
Валерий Брюсов
1913 г.

В этом шарже Дени очень тонко подчеркнул смешную сторону натуры Брюсова: при всей его действительной, подлинной значительности у него была слабость, желание казаться еще величественнее, значительнее, чем он был на самом деле. И художник передает это и линией силуэта: слишком резкие сломы, слишком большое устремление вверх (даже волосы встали дыбом), слишком длинная ножка у цветка в петлице, чересчур длинные пальцы рук. То есть художник утрирует и подчеркивает те детали, с помощью которых выявляются особенности модели: стремление быть надо всеми, возвышеннее, значительнее всех. «Его шарж, — пишет о Дени тогдашний критик, — не членовредительство, а тонкая усмешка, улыбка юмориста, который улавливает в человеке «вечно-смешное», его смешную сущность, проявившуюся (иногда едва уловимо) во внешности».

Иной характер носит шарж 1915 года на поэта Игоря Северянина для «Журнала журналов». Здесь Дени выступает уже не как юморист, с добродушной иронией воссоздающий облик своих современников, а как карикатурист, умеющий высмеять зло и беспощадно. Эта способность особенно ярко проявится в работах послереволюционного периода. Игорь Северянин представлен в виде кафешантанной певицы, воплощающей музу его поэзии. Эта «звезда» одета с нарочитым безвкусием, рассчитанным на дешевый эффект, жест ее рук, манерно сложенных, характерен для самого Игоря Северянина. Рисунок сопровождает едкая подпись: «Игорь Северянин — поэзоэтуаль» (звезда поэзии).

В. Дени   Игорь Северянин-поэзоэтуаль
В. Н. Дени
Игорь Северянин-поэзоэтуаль.
1915 г.

Работа в журналах способствовала росту мастерства молодого художника, постепенному овладению различными техниками рисунка (акварель, тушь, перо, графитный карандаш), выработке своего собственного художественного языка, очень точного и лаконичного. Дени умело использует линию, добиваясь выразительности силуэта, характерности профиля, нередко сопоставляет контрастные цветовые пятна.

Важным этапом в творчестве Дени являются карикатуры, выполненные в первую мировую войну для журналов «Сатирикон» и «Солнце России». В них усиливается общественное звучание работ художника, Дени выходит за пределы юмористических рисунков, давая злую карикатуру на кайзера Вильгельма, султана Магомета, императора Франца-Иосифа.

В своих работах Дени стремится донести до зрителя суть изображения, избегая подробной повествовательности. «В германской люльке» султан Магомет, спеленутый, с пустышкой во рту, зажат в огромном кулаке Вильгельма. Иное решение той же темы находит художник в рисунке «Новый выезд» 1914 года, сделанном для журнала «Солнце России». Он прибегает здесь к буквальному истолкованию иносказательного выражения: «ехать на ком-то», употребляемого обычно для того, чтобы передать полнейшую зависимость одного человека от другого. Кайзер Вильгельм едет верхом на Магомете, взгромоздившись ему на плечи, и погоняет бичом. Вильгельм — подчеркнуто агрессивен, закован в латы, жесты его зловещи. Магомет — жалок и ничтожен, его дырявая одежда говорит о бедности, физиономия с огромными глазами выражает непосильное напряжение. Очень кратко и образно дается суть отношений между союзниками: помыкающей Германией и подчиненной Турцией. Уже в эти годы художник умеет создать портрет-маску, олицетворяющую целую страну.

В. Дени  В германской люльке
В. Н. Дени
В германской люльке.
1914 г.

Февральская революция избавила печать от цензуры, и сразу же появилась масса карикатур на злободневные политические темы. Дени активно включился в политическую жизнь, его рисунки можно было видеть не только в «Биче», где он постоянно сотрудничал, но и в журналах «Стрекоза», «Пулемет», «Крамольник», «Бинокль», в газетах. Художник зло, беспощадно высмеивает недавних правителей России, которые довели ее до грани национальной катастрофы. Царь, Александра Федоровна, Распутин, Горемыкин смотрят на зрителей со страниц журналов. Они одиноки, беспомощны и смешны. Дени создает галерею портретов министров Временного правительства: Чхеидзе, Родзянко, Гучков, Керенский. Его сатирические рисунки, отличаясь портретным сходством, необыкновенно злы и язвительны, так как вскрывают политическую несостоятельность господствующего класса, безуспешно пытающегося остановить революционные события. Художник нередко снабжает их остроумными текстами, усиливающими политическое звучание рисунка. Так, под рисунком, изображающим согнувшегося меньшевика Чхеидзе, ироническая подпись: «Очень левый человек, случайно оказавшийся правым». В карикатуре на Родзянко художник изображает старичка, понуро сидящего на ступенях лестницы Таврического дворца (где заседало Временное правительство), надпись гласит: «А старичка-то и забыли». Родзянко — сторонник монархии, впоследствии один из организаторов контрреволюции, был выведен из правительства в мае 1917 года. Карикатура наглядно комментирует это событие. Художник создает в ней злой, по-настоящему сатирический образ, применяет как портретную характеристику, так и выразительность символа. Черный силуэт, данный заливкой, напоминает туловище паука, от которого тянутся сети. И, если раньше можно было сказать, что «Дени — талантливый художник, наблюдатель, беззаботно смеющийся над тем, что ему кажется смешным», то теперь он расширяет и обогащает свой образный арсенал, становится сатириком, общественное значение работ которого все возрастает.

После свершения Великой Октябрьской социалистической революции творчество Дени продолжает активно развиваться в том же направлении.

«Я помню, как когда-то пришел он ко мне, — вспоминает Луначарский,— и показался очень молодым и очень больным и как говорил мне не без грусти, что ему надоело кропать своими карандашами то, что приемлемо для старого мира, что он приветствует революцию и хотел бы отныне посвятить свои силы ее делу. Так он и сделал».

Часть 1

Часть 2

Часть 3