Жанровая живопись советского художника Бориса Иогансона.

Среди выдающихся произведений советских художников видное место занимают картины народного художника СССР Б. В. Иогансона. Один из основоположников советской тематической картины, он создал полотна, во многом определившие лицо и особенности советского искусства. Лучшие работы Иогансона, находящиеся в Третьяковской галерее, дают возможность судить о творчестве этого признанного мастера советской живописи. Борис Владимирович Иогансон родился в 1893 году в Москве в семье мелкого служащего. В 1905 — 1912 годах он получил начальное образование, затем окончил Комиссаровское техническое училище и занимался в студии московского художника П. И. Келина. В эти годы определилась склонность Иогансона к изобразительному искусству. В 1913 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у Н. А. Касаткина, С. Д. Милорадовича, А. Е. Архипова, С. В. Малютина, К. А. Коровина.

Училище художник окончил в 1918 году. В это трудное время, скитаясь по дорогам гражданской войны, работая военным чертёжником и театральным декоратором, он накапливал жизненный опыт и художественный материал, который позднее лёг в основу его полотен.

В 1922 году Иогансон вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР) и стал периодически участвовать на её выставках. Уже в своих первых картинах 20-х годов он обратился к большим темам общественного содержания. В 1923 году появилась картина-эскиз «На борьбу с разрухой» («Восстановление разрушенного моста»). Изображавшая всенародную стройку, она свидетельствовала о поисках художником образного выражения большой темы, о подготовке к разработанным жанровым композициям. Иогансон как мастер жанровой картины сформировался к 1928 году, когда им были закончены «Узловая железнодорожная станция в 1919 году», «Рабфак идет» и «Советский суд». Желание ответить своим искусством на животрепещущие вопросы времени, осмыслить тот гигантский поворот, который совершился на его глазах, сделать свои картины действенными и актуальными, заставило его пристально вглядываться в окружающее и замечать в нём черты нового, рождённого революцией.

В 1926 году он работает над картиной «Советский суд», создание которой было связано со срочным заказом издательства АХРР на эскиз картины-лубка «об алиментах». Острая постановка социальной проблемы и новизна темы способствовали успеху этого произведения, несмотря на его существенные недостатки. Но художник не удовлетворился первым вариантом. Он стремился к созданию большой картины, раскрывающей народный характер советского суда. Два года работал Иогансон над новым вариантом. Художник отказался в нём от гротескного решения первого варианта. Он верно передал обстановку советского народного суда первого десятилетия революции. Зритель ощущает жизненный драматизм сцены в противопоставлении характеров главных героев — уличённого и изворачивающегося кулака, прежде всего привлекающего внимание зрителя, и батрачки, прижимающей к себе ребёнка, закутанного в пёстрое лоскутное одеяльце. Иогансон даёт убедительную социально-психологическую характеристику лукавого кулака и покорно-пугливой батрачки. В этой первой своей жанровой картине художник показал себя как вдумчивый живописец, серьёзно осмысливающий свои творческие задачи, умеющий подчинить композицию, психологическую характеристику персонажей и живописное решение основной мысли произведения. Обратившись к традициям русской жанровой живописи XIX века, Иогансон выступает в качестве художника-режиссёра, раскрывающего свой замысел посредством изобразительного рассказа, изобилующего конкретными деталями.

 
Борис Иогансон
  "Советский суд". 1928 г.
Холст, масло. 0,80 х 1,08
 

Стремление к развёрнутому сюжетному повествованию сказалось и в полотне «Узловая железнодорожная станция в 1919 году» (1928). Иогансон обратился здесь к теме гражданской войны, стремясь воссоздать картину суровых героических будней бурной эпохи. По сравнению с картиной «Советский суд» это произведение более сложное, более значительное по охвату жизненных явлений. Перед зрителем проходит целый калейдоскоп бытовых сцен. В плотных, серо-коричневых тонах изображена масса людей, ожидающих поезда. Здесь и молодая мать с усталым лицом, и крестьянки, и нищий в лохмотьях, и множество других персонажей. Художник стремится выразить тему страдания, голода, холода, разрухи. Но оптимистическую нотку вносит в картину образ молодого рабочего, прощающегося с товарищем перед отправкой на фронт. «Узловой железнодорожной станции в 1919 году» свойственны и недочёты, сказывающиеся в некоторой этюдности картины. Тем не менее это произведение явилось важным этапом в творчестве Иогансона. В нём проявилось умение художника драматизировать сюжет, которое в дальнейшем получит органическое развитие в его лучших полотнах. «Узловая железнодорожная станция» как бы завершила первый этап творческого пути Иогансона, характеризующийся работой над советской темой и интересом к новым явлениям жизни. Работа над типажами, композиционным построением картины и решением живописных задач вплотную подвела его к созданию психологически глубоких образов. В этот период, работая над историко-революционными сюжетами, художник нащупывал свою основную тему — тему классовой борьбы пролетариата. В 1933 году он написал картину «Допрос коммунистов», в которой показал себя зрелым мастером. Картина прочно вошла в золотой фонд советской живописи как одно из лучших её произведений. Сложный подготовительный период был длительным. Уже с конца 20-х годов Иогансон вынашивал идею произведения, в котором он мог бы «противопоставить два борющихся класса».

 
Борис Иогансон
  "Узловая железнодорожная станция в 1919 году". 1928 г.
Холст, масло. 2,10 х 3,52
 

Поиски сюжетного решения стали одним из существенных моментов в подготовке к картине. Её сюжет — допрос взятых в плен коммунистов в белогвардейской ставке — исторически правдив. Но сила художественного обобщения «Допроса коммунистов» и значительность его содержания определяются не только сюжетом. Глубокая психологическая трактовка образов, композиция картины и её колористическое решение служат выражению мысли о неизбежности победы тех сил, которые олицетворяют коммунисты. В «Допросе коммунистов» художник выбрал момент столкновения представителей антагонистических миров, в котором их психология раскрывается особенно ярко. Огромной внутренней силой и уверенностью в победе проникнуты коммунисты, являющиеся центром композиции. Они стоят перед врагами плечом к плечу в монолитном единстве. Как пьедестал памятника безвестной оптимистической трагедии пламенеет под их ногами ковёр. Приём использования высоко поднятого горизонта ещё более подчеркивает монументальность их фигур. Собранность, одухотворённость, благородство и романтика революционного порыва запечатлены на их лицах. Художник раскрывает в них замечательные качества людей, совершивших революцию. Безымянным героям, гордым и прекрасным перед лицом смерти, противопоставлены белогвардейцы—подлинное воплощение цинизма и жестокости. Грузный полковник, сидящий спиной к зрителю, и группа белых, изображенная в «ярусной» композиции, лишены внутренней уверенности. В их индивидуальных характеристиках художник даёт собирательный образ белого офицерства. Важную смысловую роль играет распределение групп и фигур, которое даёт возможность сразу уловить смысл происходящего и понять, кто в изображенном столкновении является героем и победителем. Колористическое решение «Допроса коммунистов» лаконично и строго, в этой картине в полную силу раскрылся живописный талант Иогансона. Золотисто-коричневый тон объединяет отдельные красочные пятна. Сдержанный, сумрачный колорит с большим красным пятном ковра создает напряжение, усиливающее драматизм сцены. Целостность и завершенность «Допроса коммунистов» явились результатом настойчивых поисков, долгой и тщательной работы над эскизами. Постепенно отказываясь от обилия деталей, художник шёл к созданию обобщенных образов через многочисленные этюды с натуры. К лучшим из них относится очень выразительный этюд женской головы, в котором в основных чертах уже намечен образ мужественной коммунистки.

 
Борис Иогансон
  "Допрос коммунистов". 1933 г.
Холст, масло. 2,11 х 2,79
 

 

  "Допрос коммунистов"
Фрагмент
"Допрос коммунистов"
Фрагмент
Этюд женской головы для
картины "Допрос коммунистов"
1933 г. 0,48 х 0,40

Серьёзность и глубина замыслов Иогансона, постановка важной идейно-художественной задачи отмечают и следующую картину «На старом уральском заводе» (1937). В ней раскрылась склонность художника к разработке сложных характеров, к произведению большого масштаба, к решению острого драматического конфликта. Большое социально-общественное содержание легло в основу картины «На старом уральском заводе». Как и в «Допросе коммунистов», историческая трагедия воплотилась здесь в столкновении двух классовых сил и дала художнику возможность выявить передовые идеи эпохи, показать людей, которым принадлежит будущее. В грязном закопчённом цехе уральского завода происходит немой поединок между рабочим, окруженным товарищами, и хозяином, за плечом которого видна физиономия подхалима приказчика. Хотя заводчик как будто является наиболее колоритной фигурой картины, главное действующее лицо — рабочий, с его взглядом, полным ненависти и гнева, устремленным на хозяина. Он — герой, начинающий осознавать свои силы, ему принадлежит будущее. Основное содержание картины «На старом уральском заводе» раскрывается в противопоставлении центральных персонажей и их психологической характеристике. Образ рабочего может считаться одним из больших достижений советской живописи. Перед зрителями — живой человек с ярким индивидуальным обликом и характером. Мы без труда постигаем его биографию, его трудовую жизнь, замечаем на нём страшную печать непосильного труда. Внутреннюю гармонию образа художник выражает в правильности черт его лица. У него высокий лоб, решительный и строгий овал лица, мужественный подбородок. Иогансон создал типический образ пролетария, который поднялся до осознания необходимости революционной классовой борьбы против капитализма. Художник не только раскрыл ярость и гнев заводчика, но и показал оттенок внутреннего страха перед растущим в массах стремлением к борьбе. Это смешанное выражение нерешительности, гнева и страха подчеркнуто трактовкой всей фигуры с её внутренней слабостью при всей её грузности и массе.

Борис Иогансон
  "На старом уральском заводе" (Урал демидовский). 1937 г.
Холст, масло. 2,80 х 3,20

Наоборот, рабочий при его внешнем спокойствии таит в себе большую волю, душевную силу, энергию. Это выражено в «го руках, в резком повороте головы, в твёрдом и решительном взгляде, пронизывающем хозяина. Художник создал типические и глубокие образы старика, рабочего и мальчика, участвующих в этом психологическом поединке. В картине на «Старом уральском заводе» Иогансон поднялся до глубокого раскрытия роли народа как творца истории.

 "На старом уральском заводе"
Фрагмент
 "На старом уральском заводе"
Фрагмент

В годы Великой Отечественной войны Иогансон принимает активное участие в создании плакатов и агитокон, создаёт эскизы картин на тему борьбы с врагом. Окончание войны вызвало прилив новых сил в творчестве советских художников и поставило перед ними новые задачи. Воплотить в художественных образах великую историческую победу, выразить ликование народа стремились многие советские художники. Ещё в 1944 году Иогансон пишет картину «Салют». Настроением праздника, радости проникнуто это небольшое полотно, озаренное мерцающими огнями фейерверка. Более полно художник решил эту тему народного торжества в картине «Праздник Победы» (1947).

Борис Иогансон
  "Салют". Эскиз. 1944 г.
Холст, масло. 0,41 х 0,60

Иогансон, которого всегда влекла к себе окружающая действительность, откликается живо на современные события, изображает жизнь советских людей. Ему не свойственна ограниченность в выборе жанра. Не случайно одним из его любимых жанров был портрет. Среди портретных работ мастера особенно интересен портрет заслуженной артистки РСФСР Д. В. Зеркаловой (1947).

Борис Иогансон
  Портрет заслуженной артистки РСФСР
Дарьи Васильевны Зеркаловой.
1947 г.
Холст, масло. 1,16 х 0,80

Цельный по своему композиционному и колористическому решению портрет даёт волнующий образ актрисы. Скрытый драматизм передан в её позе, в пластике фигуры, в густом напряженном цвете. Иогансон сумел проникнуть во внутренний мир человека искусства, остро схватить характер актрисы. Увлечение художника портретом закономерно: все его лучшие картины построены на психологической характеристике образов. В центре его внимания всегда стоит человек со всей сложностью его духовного мира. Именно этому подчинен эмоциональный строй образов Иогансона.

В 1950 году Иогансон пишет картину, посвящённую деятельности В. И. Ленина: «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола». Это произведение он исполняет совместно с художниками В. В. Соколовым, Д. К. Тегиным, Н. П. Файдыш-Крандиевской, Н. Н. Чебаковым. Мысль написать это полотно зародилась у художника давно. Иогансон решил отойти от шаблонных решений подобных сюжетов. Он представил событие как бы из глубины сцены, чтобы показать Ленина в единении с массой молодёжи и массу в единении с Лениным. Тяготение к исторической картине как к огромной массовой сцене, в которой сюжет раскрыт при помощи обстоятельного рассказа, наметилось у художника ещё в картине «Узловая железнодорожная станция в 1919 году». «Праздник Победы» продолжил линию «хоровой» исторической картины. В полотне «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» эта линия нашла своё наиболее органичное и глубокое выражение. Сюжетом произведения Иогансон взял выступление В. И. Ленина в зрительном зале бывшего клуба Московского купеческого собрания (в последствии помещение театра имени Ленинского комсомола) 2 октября 1920 года на III съезде комсомола с речью о задачах союзов молодёжи. Ключ к верному решению художник искал в изучении опубликованных воспоминаний участников III съезда комсомола. После многочисленных этюдов с натуры картину компоновали сразу на холсте.

Борис Иогансон
(совместно с художниками В. В. Соколовым, Д. К. Тегиным,
Н. П. Файдыш-Крандиевской, Н. Н. Чебаковым)

  "Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола". 1950 г.
Холст, масло. 3,50 х 4,80

Как и во всех своих историко-революционных картинах, Иогансон утверждает в этом полотне силу советского народа, его всемирно-историческую победу, одержанную под руководством Коммунистической партии. Это утверждение раскрыто в торжественном характере картины, в образах комсомольцев и главное — в образе Владимира Ильича Ленина. Его фигура — центральная в картине. Она выделена композиционно. К Ленину обращены взоры всех комсомольцев, лица их как бы озарены ярким светом его идей. Образ Ленина создан мастером с убедительным портретным сходством. Силуэт фигуры Ленина, выразительность его лица и разъясняющий жест руки рождают образ вождя — воспитателя молодежи, полный задушевности и простоты. Образ Ленина-мыслителя, созданный Иогансоном, явился выдающимся достижением советского искусства.

  "Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола"
Фрагмент

С равным мастерством была художником решена задача воссоздания образов комсомольцев, слушающих вождя. Обветренные простые лица с горящими глазами, молодые люди в серых шинелях, кожаных куртках и красных платочках создают впечатление живой массы комсомольцев 20-х годов. Общее воодушевление, охватившее молодёжь, с безграничной любовью слушающую Ленина, передано в сосредоточенных отзывчивых и восторженных лицах юношей и девушек.

 "Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола"
Фрагмент

В композиции картины рельефно выделен первый план с фигурой слушающего комсомольца в шинели. Красный цвет от тёмно-малинового до светло-киноварного проходит по всему полотну, придавая праздничность колористическому строю. Мы чувствуем торжественную приподнятость изображенного события. Психологизм образов, мастерство композиции, свободная манера живописи этой картины явились творческим достижением мастера, создавшего в содружестве с молодыми художниками значительное произведение советского искусства.

 "Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола"
Фрагмент

В 50-е—60-е годы Иогансон работает над замыслами новых картин, циклов натюрмортов, пейзажей и портретов. Один из них — портрет внучки Ириши (1959).

Борис Иогансон
  Портрет внучки Ириши. 1959 г.
Холст, масло. 0,90 х 1,11

Иогансон — художник своей страны и своей эпохи. Об этом говорит и содержание его искусства и ясная определённость оценки различных сторон жизни. Страстность и сила утверждения коммунистических идеалов выступают у него с предельной оптимистичностью.

Иогансон прежде всего — художник историко-революционной темы. Способность увидеть и передать общее в частном, исторически значительное в повседневном отличают его картины. Он не ограничивается констатацией явлений, но стремится уяснить и раскрыть их суть и создаёт произведения большой действенной силы. В изображении прошлого, событий истории художник умеет выразить современные мысли и чувства. В этом проявляется нерасторжимая связь его искусства с жизнью народа, с его думами и чаяниями.

По книге О. Салько «Борис Иогансон», 1970 г.

09:00 31.03.2021 г.

Читать ещё: Борис Иогансон. Индустриальные пейзажи, портреты, быт советского времени.