Роберто Лонги - исследователь истории итальянского искусства.

Роберто Лонги (1890—1970) входил в число наиболее авторитетных исследователей истории итальянского искусства. Родился он в Альбе (Пьемонт). Искусствоведческое образование Лонги получил в Турине, где учился в университете у известного профессора Тоэски, бывшего представителем позитивного искусствознания, которому и Лонги остался верен всю свою жизнь. Затем он занимается в Римском университете, у профессора Адольфа Вентури. Вентури своим многотомным исследованием прославил итальянское искусство далеко за пределами страны. Ему принадлежало руководство журналом "L'Arte" («Искусство»), и Лонги получает возможность публиковать в этом периодическом издании статьи и рецензии на новые работы по искусству. Одновременно Лонги сотрудничает в журнале "La Voce" («Голос»), делясь с читателями мыслями о состоянии современного искусства.

По окончании университета Лонги читает лекции по истории искусств — сначала в Болонье, затем он перебирается во Флоренцию. Здесь он и прожил в собственной вилле «Тассо» на улице Фортини до своей смерти. В этом городе находилась редакция журнала "Paragone" («Сравнение»), в котором Лонги публиковал работы — свои и многочисленных учеников.

Хорошо зная искусство Италии, он становится консультантом собирателей старинных картин. Его рекомендации позволили Контини-Бонакосси составить его знаменитую коллекцию во Флоренции; попутно Лонги подобрал и свою собственную коллекцию картин итальянской школы. После первой мировой войны он объехал всю Италию и другие страны Западной Европы.

Первой оригинальной работой молодого исследователя была книга о Пьеро делла Франческе (1914). Этот мастер, известный уже по произведению Вазари, по-настоящему был открыт именно Лонги, сумевшим увидеть в его фресках в церкви Франческо в Ареццо и в его алтарных образах такую свежую прелесть и непосредственность, что эта книга стала образцовым искусствоведческим трудом, сочетающим в себе глубину анализа с живостью и эмоциональностью.

Не удивительно, что Леонелло Вентури в своей книге о Пьеро с большой теплотой упоминает имя Лонги.

Прошло около десяти лет со времени создания книги о Пьеро, и Лонги сделал еще один вклад в историю итальянского искусства. На этот раз он направил свое внимание на творчество и личность Караваджо. Это совсем другая эпоха, переходная от XVI к XVII веку. В ту пору от духа Ренессанса осталась лишь слабая тень. Сгущается темнота вокруг фигур на картинах, они становятся объемными, а вся живопись — страстной и темпераментной. Живопись Караваджо оказала на художественный мир не меньшее влияние, чем творчество Пьеро. Оно чувствовалось в XVII веке в Испании, во Франции и Нидерландах. В Караваджо была какая-то горячая сила, которая сожгла его, и он рано сошел в могилу; Лонги удалось обнаружить множество новых неизвестных картин художника. И среди мастеров Венеции и Феррары Лонги находил влияние двух своих любимцев.

Лонги заметил, что в искусстве дученто, т. е. в XIII веке, ученые находят «греческую манеру» в памятниках живописи. Но не правильней ли искать «латинскую манеру», чтобы этим ближе подойти к манере Чимабуэ и Джотто? Он посвятил статью двум необъяснимым фрескам Джотто в капелле дель Арена, в которых усмотрел поиски «пространственности». Один этюд был посвящен Джузеппе Марии Креспи, который своеобразным путем шел к Рембрандту.

Хотя Лонги прекрасно знал искусство Возрождения, он не был чужд и современному искусству. В начале своей критической деятельности он откликнулся на современное искусство. Так, он опубликовал в молодости работу «Две Лизы», посвященную «Моне Лизе» Леонардо и «Лизе» Ренуара. В эти годы была издана им и статья о модернистском художнике Баччионе. Одна из поздних работ Лонги посвящена Моранди. В те же годы искусствовед публикует в своем журнале "Paragone" открытое письмо к Ренато Гуттузо по поводу его скульптуры «Читатель газет».

Не все привычно для нас в работах Лонги. Так, многих удивит, что живопись маньеристов XVI века ставится им в один ряд с живописью Возрождения — Леонардо, Рафаэля и Микеланджело. Ведь Мазо да Сан-Фриано, Цуккари, да и сам Вазари, стали искусно подражать произведениям великих мастеров и привели итальянское искусство к известному упадку.

По своим идейным и политическим убеждениям Лонги был прогрессивным ученым, противником фашизма. И в своих искусствоведческих пристрастиях и оценках он был последовательным сторонником реалистических, содержательных произведений. Вместе с тем в работах Лонги сказалось влияние эстетических теорий Бенедетто Кроче. Лонги было близко понимание этим философом искусства как "intuizione expressa" («интуиции выражения»). Он стремился к тому, чтобы найти в своих работах способ передать словами саму суть произведений живописи. Язык его работ изысканно изящен.

Замечательной чертой Лонги было то, что он обладал исключительным глазом. Он мог с одного взгляда определить место и время создания картин. Таким образом ему удалось распутать многие загадки. В этом деле он достигал редкой точности и верности определений.

Роберто Лонги отличался исключительной широтой познаний и проницательностью ума. Он на каждом повороте умел найти свою точку зрения и проявлял интерес к современному состоянию искусства.

Итальянцы считают его самым выдающимся искусствоведом. После смерти Лонги осталось четырнадцать изящно изданных томов его литературно-критического наследия. Правда, большая часть его работ была посвящена только немногим художникам круга Караваджо — мы не найдем здесь имен ни Боттичелли, ни Леонардо, ни Микеланджело, ни Рафаэля, ни Тициана.

С изданием на русском языке избранных работ Роберто Лонги, охватывающих огромный период развития итальянского искусства, читатель, несомненно, получит возможность расширить свои представления как о самом этом искусстве, так и о творчестве Лонги — талантливого искусствоведа, своеобразного художественного критика и эссеиста.

 

Автор: М. Алпатов
Фото: Портрет Роберто Лонги, автор Amerigo Bartoli, 1924 г., размер 62,2 x 49,5 см.
            Рим, Galleria Comunale d’Arte Moderna e Contemporanea

См. статьи Роберто Лонги : "Дань уважения маньеристам"