Николай Томский. Советская скульптура. Памятники В. И. Ленину, С. М. Кирову и др. Часть 2

В 1942 году Томский работает над проектом памятника Зое Космодемьянской для Москвы, проектом памятника восьми волоколамским комсомольцам с рельефными портретами комсомольцев, позднее, в 1944 году, выполняет проект памятника Герою Советского Союза Лизе Чайкиной для Великих Лук и отдельно голову — деталь памятника. Бюст-памятник Лизе Чайкиной, выполненный Томским, был установлен в селе Пено Великолукской области, где жила и работала героиня.

В этих и последующих работах художник стремится раскрыть внутреннее величие людей. В произведениях его нет ничего надуманного, ложного. Они привлекают простотой и ясностью пластического языка и строя композиции, передающих естественную жизненность героических образов.

Николай Томский
  Волгоградский рабочий
Мрамор. 1955-1956 гг.

Значительное место в творчестве скульптора в эти годы занимает монументально-декоративная скульптура. В 1943 году на Ленинградском шоссе, перед въездом в Москву, были установлены две аллегорические статуи воинов Советской Армии. Одна из них — «На защиту Родины» — изображает девушку-воина, другая — «Не пропустим!» — солдата. Эти статуи символизируют стойкость Советской Армии, задержавшей врага на подступах к столице и нанесшей ему решительное поражение в боях под Москвой.

Темы, посвященные патриотизму, героической борьбе с врагами, обороне Родины, находят отражение и во многих других работах Томского. Так, в это же время он выполняет эскизы шести однофигурных композиций на тему «Фронт и тыл в Великой Отечественной войне» и шесть рельефов с портретами великих русских полководцев Александра Невского, Дмитрия Донского, Козьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова для станции Московского метро «Новокузнецкая». По его эскизам (1944—1945) на здании Министерства Вооруженных Сил СССР исполнен большой скульптурный фриз на тему «Оборона СССР» и шесть рельефов-эмблем. Им также было создано декоративно-скульптурное оформление здания Моссовета. Все эти работы, выполненные с присущим скульптору высоким мастерством, составляют единое целое с архитектурой.

Томского всегда увлекал портретный жанр, но в послевоенные годы он занимает все большее место в его творчестве.

Николай Томский
Портрет дважды Героя Советского Союза М. Г. Гараева
Базальт. 1947 г.

В 1945—1951 годах Томский создает серию портретов и памятников-бюстов: дважды Героев Советского Союза М. Г. Гареева, И. Д. Черняховского (удостоен Государственной премии в 1948 году), П. А. Покрышева, А. С. Смирнова и трижды Героя Советского Союза И. Н. Кожедуба (отмечены Государственной премией в 1949 году). Эти работы свидетельствуют о высокой ступени развития творчества, достигнутой Томским в области скульптурного портрета. Глубоко освоив лучшие традиции русского портретного реалистического искусства, художник упорным трудом добился высокого мастерства. Ясен и точен лаконичный пластический язык художника. Крепкая и уверенная лепка и тонкая моделировка лица, анатомически четкое строение головы, композиционная соразмерность бюста — все подчинено главному: воспроизвести индивидуальные особенности каждого портретируемого. Характер человека, его натура переданы путем глубокого проникновения в его духовный мир. В каждом портрете скульптор выявляет яркие черты: волевые качества, кипучую энергию, творческое отношение к труду, преданность Родине.

Николай Томский
Портрет дважды Героя Советского Союза генерала армии И. Д. Черняховского
Мрамор. 1947 г.

Героизм, смелость, патриотизм показаны не во внешних атрибутах, а составляют самую сущность внутреннего содержания портретируемого. Изображаемые Томским люди полны человечности, простоты и скромности. Наряду с исключительным портретным сходством каждого в отдельности, они в то же время представляют собой глубоко типические образы, наделенные общими и роднящими их между собой качествами советских людей.

Крупным вкладом в советскую монументальную скульптуру является памятник генералу армии И. Р. Апанасенко, открытый в Белгороде в 1949 году. Апанасенко изображен на поле боя. Волевое напряжение, сосредоточенность просто и выразительно раскрыты в устремленном вперед взгляде, в жесте правой руки, держащей бинокль, в собранной, твердой позе военачальника. Силой и спокойствием веет от широкоплечей фигуры полководца, вселяющей уверенность в непоколебимости и стойкости Советской Армии. В 1950 году памятник был отмечен Государственной премией.

Значительным явлением в советском монументальном искусстве было создание Томским памятника генералу армии И. Д. Черняховскому, открытого в 1950 году в Вильнюсе. Бронзовая четырехметровая статуя установлена на гранитном пьедестале, верхняя часть которого оформлена в виде башни танка. Выразительно энергичное лицо Черняховского. Фигура полководца, с накинутой на плечи солдатской плащ-палаткой, полна решимости и стойкости, мужества и героизма волевого командира, ведущего армию к победе. На пьедестале памятника помещены два рельефа, изображающие сцены встречи литовского народа с воинами-освободителями.

Николай Томский
Памятник генералу армии И. Д. Черняховскому в Вильнюсе
Архитектор Л. Г. Голубовский
Бронза, гранит. 1950 г.

Продолжая работу в станковой скульптуре, Томский вновь обращается к образу С. М. Кирова. В 1949 и 1950 годах он создает два его портрета. Небольшой по размерам портрет 1949 года, изваянный в мраморе, наделен глубиной и значительностью образа. Уверенная лепка и тонкая моделировка, свойственные манере скульптора, в этой работе, отмеченной Государственной премией, достигли наиболее высокого совершенства.

Портретное сходство, пристальный взгляд умных глаз, приветливая улыбка раскрывают богатство духовного мира и мужественность.

Творческий диапазон ваятеля очень широк, скульптор много и с большим воодушевлением трудится над воплощением в скульптурных портретах, проектах памятников и монументах образов полководцев, деятелей науки и культуры и других выдающихся представителей русского народа. Он создает бюсты и проекты памятников И. Е. Репину, А. М. Горькому, В. Г. Белинскому, А. С. Пушкину, В. В. Маяковскому. В бронзе и камне, с большим мастерством используя пластические возможности материалов, он стремится запечатлеть образы гениальных людей.

Николай Томский
В. В. Маяковский
Мрамор. 1958 г.

В 1952 году Государственной премией был отмечен мраморный бюст Н. В. Гоголя. Эта работа несомненно явилась творческим успехом Томского. С присущей ему требовательностью к себе скульптор настойчиво изучал литературные материалы, перечитывал произведения Гоголя, обращался к его иконографии с тем, чтобы более глубоко проникнуть в сложный духовный мир великого писателя.

Чем больше вы всматриваетесь в портрет, тем более чувствуете его притягательность. Лицо Гоголя отвечает характеристике современников: оно одновременно приветливо, серьезно и насмешливо. Тонкая улыбка таится в уголках его рта, в морщинках слегка прищуренных умных глаз. В этом бюсте, воспроизводящем Гоголя в период творческого расцвета, предстает перед нами яркий образ писателя-сатирика.

Николай Томский
Н. В. Гоголь
Мрамор. 1951 г.

Одновременно Томский работал над памятником Н. В. Гоголю, который затем был установлен в центре Москвы, на Гоголевском бульваре. На гранитном пьедестале высечены слова: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от Советского правительства. 2 марта 1952 года».

В это же время Томский работает над скульптурным портретом и статуей М. В. Ломоносова. В этих произведениях он раскрывает духовную силу и исключительный интеллект великого русского ученого и мыслителя, поэта и художника, верно передает характерные черты эпохи, современной Ломоносову. Четырехметровая бронзовая фигура Ломоносова установлена перед зданием Московского государственного университета на Ленинских горах. На картуше, в центре лицевой стороны постамента, помещена лаконичная надпись: «Михаил Васильевич Ломоносов. 1711—1765».

Николай Томский
Памятник М. В. Ломоносову в Москве
Архитектор Л. В. Руднев
Бронза, гранит. 1953 г.

В начале 1945 года Томский создал проект памятника адмиралу П. С. Нахимову для Севастополя, одновременно выполнив бюст выдающегося русского флотоводца. Портретное сходство и убедительная характеристика, законченность четкого силуэта статуи были значительным творческим достижением ваятеля. Через несколько лет после утверждения проекта было решено установить памятник в другом месте города. Это потребовало пересмотра проекта с учетом иного архитектурного окружения. В 1952 году Томский выполнил второй проект памятника, но этот вариант также не был осуществлен. Возникло новое предложение: поставить памятник на площади Нахимова, у Графской пристани. В 1954 году скульптор создал третий и окончательный проект монумента.

Памятник был открыт 5 ноября 1959 года. Общая высота монумента двенадцать метров, статуи — пять с половиной метров. Нахимов изображен перед сражением. Он стоит в спокойной, сосредоточенной позе. Его левая рука привычно заложена за спину, в правой он держит подзорную трубу. Голова адмирала повернута в сторону моря, ясный, твердый взгляд полон внутренней силы. Четкий силуэт фигуры выразителен и усиливает характеристику образа Нахимова — непоколебимость духа, преданность Родине и уверенность в конечной победе.

На гранитном постаменте размещены отлитые в бронзе горельефы, являющиеся неотъемлемой частью композиции памятника, служащие наиболее полному раскрытию его идеи. Они подчеркивают неразрывную связь Нахимова с матросами и солдатами. Рельефы «Четвертый бастион», «Беседа с матросами» и «Синопский бой» выполнены Томским со свойственным ему большим мастерством. Они отличаются строго продуманной композицией. Отдельные фигуры и группы находятся в согласованном единстве, позы и лица солдат и моряков выражают мужество и решимость. В их фигурах чувствуется напряженность людей, находящихся в боевой обстановке. Пространственно решенные рельефы — от объемных, круглых первопланных фигур до плоскостных изображений на заднем плане — раскрывают перед зрителями величественные картины севастопольской обороны и разгрома турецкой эскадры при Синопе.

Обращаясь к темам прошлого русского народа, Томский к празднованию 800-летия Москвы выполнил бюст Юрия Долгорукого и проект памятника ему для Москвы. По складу своего творчества Томский тяготеет к темам современности и конкретным историческим фактам и событиям, составляющим основу для создания живых и убедительных в своей правде художественных образов. Яркий пример тому — его многолетний труд над произведениями, посвященными великому русскому полководцу М. И. Кутузову. Много времени Томский отдает серьезному и глубокому изучению различных исторических и литературных трудов, связанных с эпопеей Отечественной войны 1812 года, с личностью М. И. Кутузова, его ролью в поражении наполеоновских армий. Скульптор внимательно пересматривает многочисленные произведения живописи, графики, скульптуры, изображающие Кутузова.

Первый бюст Кутузова, выполненный Томским, относится к 1947 году. В этом произведении скульптор добивается большого портретного сходства, но еще не раскрывает яркой индивидуальности Кутузова в той мере, как в более поздних работах.

На Всесоюзной художественной выставке 1952 года скульптором были показаны метровая статуя и бюст Кутузова, исполненные в мраморе. В этих произведениях, по сравнению с первым бюстом, образ полководца значительнее и глубже по психологической характеристике. Дальнейшего раскрытия образа Томский добивается в последующих работах, изображающих Кутузова. Наиболее значительным из них является выразительный скульптурный портрет Кутузова, выполненный скульптором в 1958 году. Сдержан и строг пластический язык этого произведения, без какой-либо парадности в нем раскрыта историческая значительность личности Кутузова - выдающегося полководца, стойкого в своих убеждениях человека. Этот бюст в том же году установлен на могиле М. И. Кутузова в Ленинграде.

Томский не только большой мастер портретного жанра и выдающийся монументалист. Поэтому он, естественно, обращает свои помыслы к созданию памятника Кутузову. В 1956 году Томский выполнил проект, который хотя и был утвержден, но не принес удовлетворения автору, так как не отражал темы народной освободительной войны 1812 года. Скульптор продолжал творческие искания. Свои мысли он воплощал во многих набросках и эскизах.

В 1960 году Томский создал новый проект, в котором изобразил Кутузова на поле боя, верхом на коне. Спокоен умудренный опытом полководец. Уверен он в силе народной, в грядущей победе. Это спокойствие сказывается в осанке всадника, одетого в простой военный сюртук, в мерной поступи его коня. В статуе нет никаких внешних эффектов или ложного пафоса.

Вокруг прямоугольного постамента (архитектор Л. Г. Голубовский) размещена многофигурная композиция, символически раскрывающая героизм русского войска, патриотический подъем народа в Отечественной войне 1812 года. Здесь мы видим боевых соратников фельдмаршала. Образы их выразительны и наделены большим портретным сходством. Здесь генералы П. И. Багратион, А. П. Ермолов, М. И. Платов, Н. Н. Раевский, партизан и поэт Д. В. Давыдов, с ними идущие в бой солдаты с развернутыми знаменами, ополченцы, партизаны. В этом произведении все проникнуто чувством эпохи и исторической достоверностью. Создание такой сложной композиции, выражающей большую идею, результат напряженного творческого труда ваятеля, глубокого изучения им исторического и иконографического материала.

Высота монумента должна составить четырнадцать метров. Скульптором выполнены шестиметровая конная статуя и тридцать трехметровых фигур для постамента.

Памятник, рассчитанный на круговой обзор, предназначался для установки на самом высоком месте Бородинского поля, там, где стояла во время Бородинского сражения батарея Раевского.
В 1963—1964 годах состоялся конкурс на создание проекта памятника 1812 году. В нем принимал участие и Томский. Проведенные два тура конкурса показали, что наиболее значительным по художественному замыслу и решению исторической темы все же остается выполненный ранее проект Томского с конной статуей Кутузова.

Кроме него, скульптор в 1964 году создал горельеф, изображающий партизан 1812 года, и скульптурную композицию «Русские воины 1812 года» (1965). Эти произведения свидетельствуют об упорном стремлении скульптора найти наиболее типические и выразительные народные образы героических участников Отечественной войны 1812 года.

Николай Томский
Русские воины 1812 года.
Песчаник. 1965 г.

В пятидесятые годы Томский с большим творческим подъемом продолжает свою плодотворную работу. Его творчество в эти годы говорит о глубоком интересе скульптора к своим современникам — людям науки, труда, культуры и искусства, прогрессивным деятелям зарубежных стран. Томский — выдающийся мастер скульптурного портрета — никогда не работал так интенсивно и плодотворно в портретном жанре, как во второй половине 50-х и в 60-е годы. В зависимости от изображаемой модели ваятель находит соответствующие ей пластические приемы. От мягкой и тонкой моделировки он переходит к живописной, полной экспрессии пластической манере.

Николай Томский
Портрет народного художника СССР скульптора Т. Э. Залькална.
Бронза, гранит. 1955-1956 гг.

Яркий эмоциональный язык его лепки выразительно раскрывает внутренний мир человека, его индивидуальные черты и склад характера. Портреты грузинского цветовода М. Мамулашвили (1955—1956), народного художника СССР Т. Залькална (1955—1956), народного артиста СССР С. Герасимова (1957), бригадира каменщиков Н. Махова (1958), овощевода И. Тихонова (1958), литейщика завода имени Лихачева В. Владимирова (1960) и другие произведения глубоко индивидуальны, образы отличаются друг от друга своеобразием характера, темперамента, и вместе с тем в них видны черты, общие для всех современников, — высокие моральные качества.

Николай Томский
Портрет знатного овощевода И. И. Тихонова
Мрамор. 1958 г.

Много портретов Томский выполнил за рубежом. Эти произведения глубоко психологичны и выразительны, образы наделены острыми характеристиками. К числу этих работ принадлежат портреты: французского рабочего-коммуниста Ж. Гельтона (1954), народного художника Болгарии В. Дмитрова-Майстера (1957), старейшего польского революционера Ю. Лясковского (1957), английского прогрессивного общественного деятеля X. Джонсона (1957) и другие.

Николай Томский
Портрет французского рабочего-коммуниста Ж. Гельтона
Бронза, гранит. 1954 г.

Одновременно Томский продолжает работу и в декоративно-монументальном жанре. В 1954 году возглавляемая им бригада скульпторов выполнила многофигурную композицию «Вперед, к победе коммунизма», установленную в павильоне механизации ВСХВ. Общая высота огромного горельефа — двадцать метров, а отдельных фигур — восемь метров.

С большим темпераментом и силой раскрыта волнующая тема революционной борьбы в проекте памятника революции 1905 года, выполненном скульптором в 1956—1957 годах.

Кроме того, в этот период Томским были созданы две композиции на тему «Труд» для ВДНХ (1959), трехфигурная группа «Победа» для Волго-Донского канала имени В. И. Ленина, а также и ряд других произведений.

На протяжении всего творческого пути Томского вдохновляет образ В. И. Ленина. Скульптор много и плодотворно трудится над воплощением образа В. И. Ленина в монументальных произведениях. Сразу же после окончания Великой Отечественной войны, в 1945 году, он работает над проектом памятника В. И. Ленину для Курска, в 1947 году проектирует памятник В. И. Ленину для Орла. Оба проекта были утверждены. В начале 1949 года в Орле был открыт памятник В. И. Ленину.

Бронзовая статуя возвышается на гранитном пьедестале, по всему периметру которого размещены четыре барельефа.

Статуя В. И. Ленина пластически и композиционно отличается от прежних решений: его фигура проникнута сдержанным спокойствием и внутренней силой, в ней меньше внешней экспрессии. Ясности и выразительности образа способствует более четкий и цельный силуэт.

Ленин стоит в убедительной, выражающей уверенность позе. Правая рука с раскрытой ладонью немного приподнята в энергичном жесте и как бы подтверждает произносимую речь. Левая рука в привычной, характерной для Ленина манере держит лацкан пиджака.

Второй экземпляр этой статуи установлен под Ленинградом — в Сестрорецке.

В 1948 году была отлита в бронзе созданная Томским пятиметровая фигура В. И. Ленина для восстановленного памятника в Воронеже. Эта статуя несколько отличается от разрушенной фашистами. Голова Ленина не так сильно обращена вверх. Черты лица с большей выразительностью передают внутреннюю силу и одухотворенность. Жест правой руки выражает твердую уверенность и непреклонность. Во всей фигуре меньше внешней патетики и больше собранности и воли.

Николай Томский
Памятник В. И. Ленину в Вильнюсе
Архитектор В. П. Микучанис

Бронза, гранит. 1952 г.

В 1952 году бронзовые отливы этой статуи были установлены как монументы в Вильнюсе, Иркутске и Ленинграде.

В Ленинграде статуя помещена в нише центральной части фасада Варшавского вокзала, выходящего на набережную Обводного канала.

В последующие годы Томский создает статуи и бюсты В. И. Ленина, которые затем экспонируются на всесоюзных художественных выставках. Он продолжает работать над еще большим углублением образа В. И. Ленина.

Значительным творческим достижением Томского явилась скульптурная композиция «Ленин — наше знамя». На фоне стяга, слегка касаясь его плоскости, — рельефная голова Ленина-вождя. Огромный лоб мыслителя, характерные черты лица решены в четкой монументальной форме. Это произведение передано партийной делегацией ЦК КПСС в дар финским коммунистам на съезде Компартии Финляндии в 1966 году.

Николай Томский
"Ленин - наше знамя"
Мрамор. 1966 г.

По проектам Томского возведены памятники В. И. Ленину в Мурманске (1957), Вологде (1958), г. Куйбышеве (1960) и Саранске (1963). Кроме того, Томский выполнил ряд вариантов проекта памятника В. И. Ленину для Москвы.

По решению Советского правительства была организована творческая группа скульпторов и архитекторов для работы над проектом памятника В. И. Ленину. Памятник должен быть установлен на Ленинских горах в Москве. В состав группы вошли, кроме Томского, М. Ф. Бабурин, Л. Н. Головницкий, А. П. Кибальников, Я. Б. Белопольский, В. Л. Воскресенский и В. В. Лебедев. Скульпторы и архитекторы начали свою работу в середине 1963 года и выполнили ряд проектов памятника и вариантов статуи.

Томский полон творческих сил и замыслов. Произведения, созданным им, свидетельствуют о большом творческом диапазоне художника, они высоко идейны и современны.

Одновременно с большой творческой деятельностью Томский отдавал много сил воспитанию молодых художников. Он с 1948 года являлся профессором Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова, а с 1964 года — его ректором. С 1960 года Томский возглавляет творческую мастерскую Академии художеств СССР в Ленинграде. Томский — действительный член Академии художеств СССР и член ее президиума.

Наряду с творческой и педагогической деятельностью Томский занят большой общественной, советской и государственной работой. Он является членом градостроительного совета Москвы, художественного совета и экспертной комиссии Министерства культуры СССР. В 1967 году Томский в третий раз был избран депутатом Верховного Совета РСФСР.

По книге: П. К. Балтун «Николай Васильевич Томский»

Вернуться к началу Николай Томский. Советская скульптура. Памятники В. И. Ленину, С. М. Кирову и др. Часть 1