Николай Томский. Советская скульптура. Памятники В. И. Ленину, С. М. Кирову и др. Часть 1
Народный художник СССР Николай Васильевич Томский принадлежит к числу выдающихся мастеров изобразительного искусства советского времени.
Николай Васильевич Томский родился 19 декабря 1900 года в семье сельского кузнеца в селе Рамушево Старорусского уезда Новгородской губернии. В 1912 году там же окончил сельское четырехклассное училище. С детства Томский любил рисовать. Но где же было крестьянскому мальчику думать о художественном образовании! Одновременно с учебой он помогал отцу в сельском хозяйстве и работал с ним в кузнице. Когда же во время первой мировой войны отца взяли в действующую армию, он остался в семье единственным работником.
По-иному сложилась жизнь Томского после Октябрьской революции. С девятнадцати лет он участвовал в гражданской войне, находился в рядах Красной Армии. В боях с белополяками был ранен. После выздоровления Томского оставили для работы при Старорусском военкомате. Здесь он сблизился с самодеятельным творческим коллективом, участвовал в любительских спектаклях, с увлечением писал плакаты и афиши, а также много и усердно рисовал своих знакомых и товарищей. На его рисунки обратил внимание художник В. С. Сварог, который посоветовал Томскому заняться искусством всерьез.
Этот совет овладел всеми помыслами Томского, и, когда после демобилизации перед ним встал вопрос о дальнейшей жизни, о выборе профессии, он решил ехать в Петроград учиться.
В 1923 году Томский поступил в Петроградский художественно-промышленный техникум (организованный на базе бывшей школы Общества поощрения художеств), где учился у видного скульптора В. В. Лишева.
Формалистические методы преподавания, широко применявшиеся в то время в художественных школах, в классе профессора Лишева места не имели - знающий и опытный педагог, художник широкого диапазона, крепко стоящий на позициях реализма. Лишев заботливо прививал своим ученикам профессиональное мастерство, умение видеть натуру и воплощать ее в скульптуре, передавал ученикам свой богатый опыт и знания, воспитывал у них художественный вкус. Сообразуясь с индивидуальными склонностями и дарованием каждого, он направлял их развитие по правильному пути.
Занятия Томского под руководством вдумчивого педагога-реалиста дали самые положительные результаты. С большой признательностью Томский вспоминает своего учителя, благодаря которому за четыре года, проведенные в техникуме, он овладел основами профессионального мастерства.
Еще в годы учебы Томский приобщается к творческой работе. В 1925 году он выступает с первым портретным произведением — бюстом «В. И. Ленин в детстве», выполненным профессионально грамотно и получившим хорошую оценку учителей. Бюст экспонировался на выставке, посвященной первой годовщине со дня смерти В. И. Ленина, а затем был приобретен Государственным музеем революции в Ленинграде. В студенческие годы Томский пробует свои силы и в монументальной пластике, участвуя в конкурсах, проводимых техникумом. Так, в 1926 году он выполняет трехфигурную композицию — проект памятника В. И. Ленину.
В 1927 году, по окончании техникума, Томский занимается под руководством Лишева реставрацией монументально-декоративной скульптуры Ленинграда. Эта работа занимает в творческом формировании молодого скульптора значительное место. Она обогатила его практическим опытом, вызвала глубокий интерес к русской художественной культуре. Томский серьезно изучает русское ваяние XVIII—XIX веков: прежде всего, творчество Ф. И. Шубина, М. И. Козловского, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, В. И. Демут-Малиновского, создавших замечательные произведения монументальной, декоративной и станковой пластики. Уроки Лишева, практическая работа и изучение классического наследия вооружили Томского знанием и опытом, необходимыми для самостоятельной деятельности.
Темы современности, которые составляют основу интересов Томского, в это время находят свое выражение в портретной скульптуре. В 1928 году он создает бюст В. И. Ленина, в 1929 году — скульптурный портрет А. М. Горького, получивший положительный отзыв писателя, и бюст А. В. Луначарского, а в 1930 году — портрет К. Е. Ворошилова. Все эти произведения получили массовое распространение в гипсовых отливках.
В годы первой пятилетки, в период мощного подъема индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, для нового этапа развития советского искусства было характерно отражение в произведениях поступательного движения социалистического строительства.
В эти годы Томский выступает впервые как скульптор-монументалист.
Первым произведением, выполненным Томским в это время, был памятник-бюст Карла Маркса, отлитый в бронзе и установленный в 1932 году в Бабуринском сквере Ленинграда.
Большую роль в становлении Томского-монументалиста сыграла совместная работа с известным скульптором В. В. Козловым, автором памятника В. И. Ленину перед Смольным в Ленинграде, по проекту которого устанавливался в 1932 году монумент В. И. Ленина в Севастополе. Для этого памятника Томский вылепил фигуры крестьянина и красноармейца и три рельефа, тематически связанные с революционными событиями: «Восстание на броненосце «Потемкин», «Бегство белогвардейцев из Севастополя», «Переход Красной Армии через Сиваш».
|
Николай Томский Проект памятника "1905 год" Архитектор Л. Г. Голубовский Гипс. 1956-1957 гг. |
В 1933 году Томский также совместно с Козловым участвует в работе над памятником В. И. Ленину для Могилева. Статую В. И. Ленина создал Козлов, а горельеф, изображающий интернациональную группу, состоящую из восьми фигур представителей трудящихся разных стран, расположенных вокруг постамента, выполнил Томский. Им были также исполнены для этого памятника барельефы на темы гражданской войны и строительства социализма. Осуществление глубокого по своему содержанию замысла, поиски выразительного композиционного решения, сложность работы над большими фигурами горельефа (высотой в два с половиной метра каждая), барельефом протяженностью в одиннадцать метров при высоте фигур до двух метров требовали больших усилий со стороны молодого ваятеля. Работа над памятником, продолжавшаяся в течение ряда лет, расширила знания и опыт Томского в монументальной пластике, а также возбудила в нем серьезный интерес к рельефу, занявшему с этого времени видное и прочное место в его творчестве. К сожалению, сооружение этого памятника не было завершено, и все сделанное скульпторами во время Великой Отечественной войны погибло.
В 1934 году Томский создал четыре фриза для здания нового вокзала станции Белоостров близ Ленинграда. Многофигурные барельефы на темы «Железнодорожный транспорт», «Техническая учеба», «Индустрия» и «Сельское хозяйство» были выполнены с большим мастерством и свидетельствовали о профессиональном росте скульптора.
В 1934 году Томский создает статую «Танкист». Спокойная уверенная фигура молодого воина, изображенного в шлеме и походном комбинезоне, с простым, открытым лицом и смелым взглядом, олицетворяет собой образ человека — защитника Родины. Эта работа была высоко оценена на первой выставке ленинградских художников в 1935 году.
Работая над обобщенным образом советского человека в монументальной и станковой скульптуре, Томский в то же время особое внимание уделяет портретной пластике, таящей в себе огромные творческие возможности в раскрытии внутренней характеристики человека. Решение такой задачи скульптор видит в работе над созданием скульптурного портрета С. М. Кирова. Яркий образ, сочетающий в себе качества государственного деятеля с личным обаянием, теплотой и скромностью, привлекает внимание художника.
Томский начал свою работу над портретом С. М. Кирова в конце 1933 года. Скульптор рассчитывал выполнить его с натуры. Однажды Томский показал Кирову портрет, вылепленный из пластилина. Работа понравилась, и Сергей Миронович дал согласие позировать. Однако это не осуществилось. Первого декабря 1934 года злодейская рука оборвала жизнь замечательного человека.
Но Томский с еще большей настойчивостью продолжает работать над портретом С. М. Кирова. Он обратился к иконографическим материалам, а также к различным документам, дававшим сведения о жизни и деятельности этого выдающегося политического деятеля. Сохранившиеся в памяти личные впечатления от встречи с С. М. Кировым, беседы с товарищами, близко его знавшими, помогали скульптору в решении ответственной задачи, взятой им на себя. Эта работа явилась по существу проверкой творческих возможностей еще молодого художника. Томский выполнил ряд вариантов портрета, прежде чем нашел нужное решение образа. Наконец продолжительная и вдумчивая творческая работа была закончена. На первой выставке произведений ленинградских художников в 1935 году Томский показал два портрета С. М. Кирова, которые привлекли общее внимание. Автор сумел в этих произведениях запечатлеть с большим портретным сходством черты человека, любимого народом, вышедшего из народа. Простое выразительное лицо Кирова полно внутреннего обаяния. Привлекает к себе открытая жизнерадостная улыбка. Глубокая жизненность и правдивость, свойственная этим произведениям, характеризует автора как мастера реалистического портрета. Вместе с тем в этих работах обнаруживается и дарование Томского-монументалиста. Эти произведения свидетельствуют о незаурядных способностях талантливого ваятеля. Этими работами скульптор как бы завершает период своего творческого формирования и вступает на путь зрелого мастерства, основой которого является метод социалистического реализма.
Бюсты С. М. Кирова приобретаются Государственной Третьяковской галереей и Государственным Русским музеем. Увеличенный до двух метров памятник-бюст С. М. Кирова в том же, 1935 году устанавливается в Новгороде. Такие же памятники-бюсты в 1936 году были поставлены в Бологом и Пскове.
Работа над проектом памятника С. М. Кирову для Ленинграда является следующим этапом творчества Томского.
В 1935 году Ленсоветом был объявлен конкурс на проект памятника С. М. Кирову.
На конкурс откликнулись многие скульпторы, свыше ста сорока проектов было представлено на рассмотрение жюри. В залах Русского музея была устроена выставка проектов памятника для ознакомления с ними широких масс.
В Ленинграде проводились общественные обсуждения проектов. На одном из таких обсуждений Томский говорил, что в своей работе над образом С. М. Кирова «старался найти выражение живости, одухотворенности лица, которое было свойственно С. М. Кирову. Я стремился передать горение, самоотверженность — черты, характерные для облика Кирова, — передать великий и простой образ любимца всего советского народа».
Над проектом памятника Томский работал совместно с архитектором Н. А. Троцким. Они не сразу нашли окончательное решение композиции монумента. Первоначальный вариант, отмеченный в первом туре премией за лучшее решение образа С. М. Кирова, не отвечал полностью условиям конкурса и, собственно, не удовлетворял самих авторов. В этом проекте фигура Кирова установлена на невысоком пьедестале. Киров изображен произносящим речь. С трех сторон его фигура закрывается огромным знаменем. Центральная часть композиции замыкается по сторонам двумя группами: рабочий и колхозница, колхозник и танкист. Такое решение композиции при условии установки памятника в центре площади не дает возможности получения четкого силуэта статуи обозреваемого со всех сторон монумента. В дальнейшей работе Томский и Троцкий, добиваясь простого и лаконичного решения, отказались от сложной архитектурной композиции. Ими был создан новый проект, который получил общее одобрение и был утвержден для сооружения.
Памятник был установлен в Ленинграде в центре Кировской площади, недалеко от Нарвских триумфальных ворот.
Бронзовая фигура на постаменте из темного зеленовато-серого полированного гранита доминирующая над окружающим пространством.
Киров изображен идущим твердой, уверенной походкой, встречный ветер развевает полы его пальто. Широкий жест правой руки вперед, в опущенной левой руке — свернутая газета. Взор устремлен вперед.
Николай Томский Памятник С. М. Кирову в Ленинграде. Фрагмент. Архитектор Н. А. Троцкий Бронза, гранит. 1938 г. |
Несмотря на большие размеры фигуры, лепка головы выполнена в свойственной скульптору мягкой манере и отличается тонкой моделировкой. Гранитный пьедестал украшен тремя барельефами на темы гражданской войны и социалистического строительства.
На лицевой стороне постамента укреплена обрамленная знаменами бронзовая доска с цитатой из речи С. М. Кирова. Памятник С. М. Кирову, открытый в 1938 году. За него автору в 1941 году была присуждена Государственная премия.
В период работы над монументом С. М. Кирова в Ленинграде Томский выполнил также памятники С. М. Кирову для Ленинградского мясокомбината (1936) и для Волховстроя, открытый в 1937 году. Киров изображен в момент выступления. Запоминается его выразительное лицо, полное внутренней энергии. Киров в обычной одежде: гимнастерке и военных брюках, заправленных в сапоги. Его правая рука поднята, левая покоится на стопке книг, лежащих на квадратной тумбе. В этих работах, а также в варианте, выполненном для Усть-Каменогорска (установлен в 1938 году), в центральной части пьедесталов по всему периметру введены барельефы, изображающие эпизоды из производственной жизни предприятий, где установлены эти памятники. Работа над этими памятниками была тем творческим этапом, который содействовал скульптору в его поисках наиболее выразительного решения ленинградского монумента.
Томский продолжает и далее работать над образом С. М. Кирова. В 1939 году устанавливаются по его проекту памятники в Астрахани, Воронеже и в Москве перед Ленинградским павильоном на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (последний повторяет в уменьшенном виде статую С. М. Кирова ленинградского монумента). Одновременно он работал над проектом памятника С. М. Кирову для Баку, а в 1940 году участвовал в конкурсе на создание проекта памятника С. М. Кирову для Москвы.
Образ С. М. Кирова вдохновляет скульптора, Томский неоднократно и в последующие годы в своем творчестве обращается к воспроизведению его в скульптурном портрете и монументальной пластике.
В 1939 году в Москве открылась Всесоюзная художественная выставка «Индустрия социализма». Среди многих скульптурных произведений, выделялась статуя, созданная Томским, изображающая Александра Бусыгина — депутата Верховного Совета СССР, рабочего-кузнеца, одного из новаторов стахановского движения.
«Александр Бусыгин» Томского — это не только безупречно выполненный портрет, передающий индивидуальные черты волевого и мужественного новатора производства. Томский изобразил Бусыгина на производстве, в рабочем костюме, в тот момент, когда он, оторвавшись от работы, обращается к товарищам. Естественный жест протянутой руки, волевая фигура, сосредоточенный взгляд просто и убедительно переданы скульптором.
В творчестве Томского предвоенных лет преобладает монументальная пластика. Скульптор много и успешно работает над многими проектами памятников, в том числе В. В. Куйбышеву (1940) и М. В. Фрунзе (1941) для Ленинграда. После войны с белофиннами был объявлен конкурс на проект памятника на месте боев с белофиннами, в котором принял участие и Томский, получивший премию за свой проект.
Знаменательные события 1939 года, связанные с присоединением к Советскому Союзу народов Западной Белоруссии и Западной Украины, также нашли отражение в творчестве Томского, выполнившего в 1940 году проект памятника «Освобождение Белоруссии» для Белостока.
Но прежде всего Томского увлекала мысль о создании монумента В. И. Ленина. С большим творческим вдохновением он в 1937 году участвует в конкурсе на проект памятника В. И. Ленину, который предполагалось установить в Ленинградском порту.
Проект Томского изображал огромную скалу, над крутым обрывом которой возвышалась фигура В. И. Ленина. В. И. Ленин показан обращающимся к народу, с простертой вперед правой рукой. Он весь в порыве, в динамике.
В 1939 году Томский проектирует памятники В. И. Ленину для Еревана и Воронежа.
Памятник В. И. Ленину в Воронеже был установлен по проекту Томского в 1940 году. В этой работе успешно отражены творческие искания художника предшествующих лет. Скульптор отказался от многофигурных композиций. Он целиком сосредоточивает внимание на фигуре В. И. Ленина, стремясь к наиболее глубокому раскрытию в художественном образе внутреннего содержания и характеристики человека.
В изображении Ленина скульптор добивается простоты пластического решения, свободного от внешне драматических движений, исключительно четкой и лаконичной выразительности силуэта. Все тонко рассчитано и подчинено одной цели — передать образ Ленина.
Фигура В. И. Ленина, выполненная с большим портретным сходством, проникнута энергией и глубокой, неотразимой силой, целиком захватывающей зрителя.
Ленин изображен в момент обращения с речью к народу. Его голова поднята в энергичном порыве. Волевое лицо с характерным высоким лбом проникнуто большим духовным напряжением. Проницательный взор устремлен вдаль. Правая рука в призывном жесте протянута вперед и несколько поднята вверх, левая придерживает лацкан пальто, развевающиеся от ветра полы которого усиливают общую экспрессию фигуры.
В этом произведении, проникнутом высоким революционным пафосом, скульптор воплотил яркий и запоминающийся образ В. И. Ленина. Воронежский памятник принадлежит к лучшим монументам В. И. Ленина.
В дни Великой Отечественной войны этот памятник был разрушен немецкими фашистами. В 1949 году он восстановлен.
В начале 1941 года Томский работал над проектом памятника В. И. Ленину для Перми. В нем автор стремился добиться дальнейшего углубления портретной характеристики и большей выразительности образа Ленина. Проект был утвержден, скульптор приступил к работе над памятником, но война прервала ее.
Одновременно Томский продолжает работать и в области монументально-декоративной пластики, предоставляющей ему широкие возможности для воплощения в художественных образах жизнеутверждающих тем современности.
Совместная работа скульптора с архитектором Н. А. Троцким над памятником С. М. Кирову укрепила их творческое содружество. В 1939 году Томский исполнил огромный барельеф «Оборона, труд, отдых» — фриз на административном здании, возведенном по проекту Троцкого на Московском проспекте в Ленинграде.
Этот фриз включает пятьдесят шесть фигур, выполненных в железобетоне, высота каждой из них — более четырех метров. В центре фриза помещена окаймленная рамой надпись: «СССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян», над нею помещен картуш с гербом РСФСР, обрамленный флагами. К этому композиционному и идейному центру с двух сторон фриза обращены фигуры рабочих, колхозников, инженеров, воинов, юношей и девушек, школьников-пионеров. Эти фигуры расчленены на группы изображениями танка, самолета, трактора. Благодаря четкому рисунку, пластической выразительности фигур, монолитности отдельных групп достигнута художественная завершенность темы фриза, выражающей апофеоз, торжество социализма в Советском Союзе.
Несмотря на сорокавосьмиметровую высоту, на которой установлен фриз, он прекрасно смотрится с большого расстояния благодаря хорошо найденным пропорциям.
Барельеф органично включается как основной компонент в архитектурное решение монументального здания.
Создание барельефа невиданно большого размера является свидетельством большого творческого труда одного из немногих советских скульпторов, последовательно работающих в области скульптурного рельефа.
Годы, охватывающие работу скульптора с 1935 года до начала Великой Отечественной войны, свидетельствуют о его большой плодотворной, творчески насыщенной деятельности. Сооружение памятника С. М. Кирову в Ленинграде, памятника В. И. Ленину в Воронеже и других произведений говорит о росте художника, ставшего одним из крупнейших скульпторов-монументалистов в Советском Союзе.
Годы Великой Отечественной войны явились тяжелым испытанием. Все советские люди сплотились в патриотическом порыве в борьбе с фашистскими захватчиками за свою независимость и культуру, за свое отечество. Советские художники активно участвуют в общей освободительной борьбе. Художники в своих произведениях живописи, графики и скульптуры воспитывали в людях высокое чувство патриотизма, любви к Родине, уверенности в победе.
В общей патриотической работе художников участвовали и ленинградские скульпторы. В Ленинграде с первых дней войны была организована под руководством Томского бригада в составе М. Ф. Бабурина, В. Я. Боголюбова, Р. Н. Будилова, В, В. Исаевой, В. И, Ингала, А. А. Стрекавина и Б. И. Шалютина, поставившая своей задачей создание грандиозных скульптурных плакатов в целях наглядной изобразительной пропаганды. Ими были исполнены три барельефа. Один из них — «Гитлер и Наполеон» — выражал острую сатирическую тему; другие — «Так было — так будет» и «На защиту Ленинграда» (последний по величине был более тридцати квадратных метров) — призывали к защите Ленинграда, вселяли уверенность в конечной победе.
Скульптурные плакаты, установленные для обозрения на огромных щитах, закрывавших зеркальные окна магазина на Невском проспекте, пользовались большим успехом.
Применение скульптурного барельефа как плаката, быстро отражающего волнующую политическую тему, является новой формой выражения монументальной пропаганды.
В тяжелых условиях блокадной жизни Томский работал над новой темой, посвященной героическому подъему ленинградцев, ставших на защиту родного города. По заказу Ленгорисполкома он выполнял проект памятника «Защитникам Ленинграда». Однако лишения и голод подорвали здоровье скульптора, и он в тяжелом состоянии был эвакуирован в глубь страны.
Едва восстановив силы, Томский в 1942 году переезжает в Москву и включается в работу московских художников: активно участвует в выставках «Великая Отечественная война», «Героический фронт и тыл», «Героическая оборона Москвы» и других.
Темами для его произведений являются патриотизм, любовь к Родине, героические подвиги и доблесть людей на фронте и в тылу.
Читать далее Николай Томский. Советская скульптура. Памятники В. И. Ленину, С. М. Кирову и др. Часть 2