Георгий Нисский. Лаконичные и поэтичные пейзажи 20-го века. Часть 1

Над полями летят самолеты. По путям бегут паровозы. Корабли и яхты режут волны. Шоссе зовет в путь. А рядом дремлют тихие ели, нависает ночное небо, закатная дорожка соединяет берега портовой бухты. Одни картины — романтическая взволнованность. Другие — лирическая мягкость, самые тонкие оттенки человеческих переживаний. Если рассматривать произведения Нисского в хронологической последовательности, то среди исполненных в последнее время можно увидеть такие, в которых оба эти начала тесно переплетаются, взаимно проникают. В итоге создается совершенно новый художественный образ, звучащий широкой эпической поэмой о Родине.

Романтик, остро чувствующий красоту и величие труда, преобразующего лик земли, и одновременно проникновенный лирик — таков один из выдающихся живописцев нашей страны Георгий Григорьевич Нисский. На выставках его работы среди множества других полотен узнаются сразу по особой, ему одному присущей мажорности звучания и подчеркнуто современному взгляду на мир. «Морские просторы, пройденные на военных кораблях всех флотов среди замечательных советских моряков, заснеженные подмосковные леса, исхоженные на лыжах, просторы подмосковных водохранилищ, ленты каналов, волжские просторы, Московское и Рыбинское моря, исхоженные под парусами, башни шлюзов, гонки яхт, романтика вечерних вокзалов, стальные сдвоенные нити путей с рубиновыми огнями сигналов, переплеты виадуков и перекидных мостов, окруженных дымами паровозов, — это все новая, измененная волей людей география моей Родины. Нужно увидеть, раскрыть ее красоты и показать это миллионам новых людей с новыми мыслями и новыми чувствами, с их бодростью, их лирикой и оптимизмом. Пейзаж Родины изменен, он уже не левитановский — он радостен и мажорен, и нужно увидеть его современному художнику, увидеть его новым чувством, новым сердцем и новыми глазами и сделать новыми руками, иначе он не будет сегодняшним», — так пишет в автобиографии художник, так он формулирует задачи для себя, своих учеников и собратьев по искусству, такое миропонимание пронизывает его творчество.

Нисский — один из ведущих художников пейзажной живописи. В том, как он организует композицию произведений, подчеркивает соотношения предметов, в самом ритме отдельных частей работы и целого сквозит мироощущение человека середины XX столетия с его новыми представлениями о пространстве, масштабах и темпах. Красота природы и красота, внесенная в природу человеком, сливаются для художника воедино. И произведения его, несмотря на то что в них деятельность людей чаще всего прямо не показана, полны динамики человеческих действий, звучат гимном человеку-созидателю.

Георгий Нисский. Москва. Сортировочная
Георгий Нисский
"Москва. Сортировочная", 1954 г.

Работы Нисского обобщают те впечатления и размышления над увиденным, которые приносят ему путешествия и походы. Он сам пишет: «На Дальнем Востоке» — подмечена из окна быстро идущего поезда. Щетина леса на хребте сопки, быстро промелькнувший аэродром с самолетами. Зарисовать ничего не успел, этюда сделать — тоже. Остальное — в представлении и видении по памяти... «Подмосковные просторы» выхаживал на лыжах целую зиму, а когда почувствовал, что вещь скомпоновалась во мне и решена, быстро написал ее в мастерской».

К особым свойствам его творчества можно отнести то, что даже в самом маленьком пейзаже скромный и на первый взгляд ничем не выделяющийся из множества других уголок воспринимается как часть необъятной шири родной страны, как отдельная тема мощной и героической симфонии «Широка страна моя родная».

Когда говорят о Нисском, чаще всего вспоминают его пейзажи с разбегающимися железнодорожными путями, силуэтами семафоров, бегущими поездами. Это действительно один из любимых его мотивов. Вероятнее всего, корни этой привязанности еще в первых детских впечатлениях.

Георгий Григорьевич Нисский родился 21 января 1903 года на узловой железнодорожной станции Новобелица, в нескольких километрах от белорусского города Гомеля. На этой станции прошло его детство. Он вдыхал смешанный, острый запах угольного дыма, машинного масла и нагретого металла. Он восхищался любимым героем — паровозным машинистом. Он любил маневрировать на паровозе по разветвленным станционным путям. Интересы семьи, отца — железнодорожного врача — мало волновали мальчика. Так же мало волновало его в пору детства и искусство. О нем вовсе не думалось. С рисунком Нисский столкнулся впервые лишь в гимназии и занимался им на уроках без энтузиазма, хотя и тогда уже помогал в этом товарищам. Лишь в 1917 году, четырнадцатилетним гимназистом, он серьезно стал задумываться о профессии художника. Толкнул его к этому В. Зорин, в ту пору живший близ Новобелицы. Зорин рассказывал подростку о русских живописцах, особенно о тех, кто работал в начале XX столетия: о Левитане, Врубеле, Петрове-Водкине, Рерихе. Зорин впервые раскрыл юноше особенности русского искусства с его погружением в человеческую психологию, познакомил с работами лучших русских мастеров, посоветовал заниматься самому. Зорину носил будущий художник свои первые пейзажи и натюрморты, от него выслушивал первые профессиональные замечания.

Георгий Нисский. Путевой обходчик
Георгий Нисский
"Потевой обходчик", 1958-1959 гг.

А до этого времени техника занимала воображение мальчика — страстная, по-детски пылкая увлеченность созданием рук человеческих. Однако это не мешало любви к неброской, но задушевной красоте белорусских лесов, речушек, полей. «До сих пор непотухаемой любовью детства люблю свой родной пейзаж, — пишет художник. — Семафор, разбег рельсов, уходящий за поворот леса, шумливый бор с мачтовыми соснами и бескрайность белорусских полей с поземками. Рос на воле, все было моим: горячий раскал рельсов на переплетах путей, длинные товарные составы, водокачки и пакгаузы, маневровые паровозы, заросшие лозой болота, золотые лесные ручьи, весенние разливы, настилы плотов на зеркале озера, визг пил лесопилок, золотые кубы распиленного леса, запах опилок, жар раскаленного июля в лесной тишине и задумчивые перелески под скатертью январского снега…» Из этих слов, написанных уже зрелым мастером, видно, что еще от детских впечатлений, прочно врезавшихся в память, идет соединение в его творчестве романтического начала, основанного на восхищении могуществом человека-творца, с лирическим, навеянным любовью к родным местам.

Систематическая учеба началась для Нисского в Гомеле, в Студии изобразительных искусств имени М. Врубеля, которой руководил художник А. Быховский. Учеба совмещалась с работой на складах, на железнодорожной ветке. Талант Нисского обнаружился очень скоро, и в 1921 году он был командирован в Москву учиться на подготовительный факультет ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских). В 1923 году он перешел на живописный факультет.

Георгий Нисский. Аэродром
Георгий Нисский
"Аэродром", 1961 г.

ВХУТЕМАС являлся в те годы не только своего рода университетом изобразительных искусств, но и производственными мастерскими. Здесь преподавали знаменитые Архипов, Машков, Кончаловский, Фалилеев.

Учащимся ВХУТЕМАСа представлялись право и возможность свободного выбора любой мастерской и любой профессии. «Было отчего запутаться или даже сойти с ума в этом невероятном калейдоскопическом смешении форм и направлений, школ и дисциплин, которые обрушил ВХУТЕМАС на наши молодые, горячие и любознательные головы, которые извергались на нас из музеев нового искусства, литературных митингов, бесед и выступлений апостолов правого и левого искусства. Но я прекрасно помню, что многие из нас, перед которыми были открыты все эти пути и все дороги в искусстве живописи, выбрали живую жизнь как основу творчества, живопись как средство выражения и революцию как главную тему», — писал старый вхутемасовец Ю. Меркулов.

ВХУТЕМАС встретил молодого Нисского кипением политических и эстетических страстей. В первые годы после Октября художники лихорадочно искали способы отражения новой жизни. Нужны были новые формы для выражения содержания доселе не существовавших понятий. Учителя и ученики занимались экспериментаторством, исследовали разные пути. С энтузиазмом обсуждались произведения представителей нового западного искусства: Пикассо, Сезанна, Матисса — и русских: Татлина, Малевича, Кончаловского.

Георгий Нисский. Черноморский флот
Георгий Нисский
"Черноморский флот"

Молодой, горячий энтузиазм, царивший в стенах этой новой академии советского изобразительного и прикладного искусства, бросал ее студентов на оформление агиткампаний, массовых празднеств, театральных постановок. «Улицы — наши кисти. Площади — наши палитры», — эти слова В. Маяковского были практикой жизни ВХУТЕМАСа 20-х годов, где каждый будущий художник отчетливо представлял себе политическое значение, роль и место искусства «в рабочем строю». Недаром великий пролетарский поэт Маяковский был любимым поэтом вхутемасовцев. Любовь к живописи сочеталась у студентов с любовью к спорту, который культивировался во ВХУТЕМАСе как элемент воспитания гармоничной личности, и трудно сказать, чему молодой Нисский отдавал предпочтение. Во всяком случае, на первых порах он большую часть времени проводил в спортзале, а зачеты сдавал урывками.

В живописи он не сразу нашел свою дорогу, кидался от образца к образцу. Однако через увлечение разными современными ему мастерами и различными творческими манерами упорно искал собственных путей в искусстве, и то, что эти поиски были ненапрасными, явствовало уже из дипломной картины «Восстание французских моряков в Одессе» (1928). Искренняя взволнованность чувств, страстный и стремительный боевой напор, свое, глубоко личное, чуждое всякой хрестоматийности отношение характеризовали эту первую работу начинающего живописца. Все это, несмотря на недостаточность мастерства, подражательность, подкупало и заставляло верить в будущее художника.

Георгий Нисский. У причала
Георгий Нисский
"У причала", 1944 г.

Выбор «морской» тематики не случаен. Еще студентом, в 1928 году, Нисский ездил на Черное море, которое с этих пор прочно вошло в его жизнь. Из этой поездки он привез акварели и гуаши, которые показал на одной из выставок. Море еще не раз становилось в его картинах главным местом действия или даже главным действующим лицом. Хотя маринистом в собственном смысле слова Нисский никогда не был.

В этот период художник сблизился с группировкой ОСТ (Общество художников-станковистов).

Общество художников-станковистов, возникшее в 1924 году, было первым по-настоящему серьезным художественным объединением молодежи. Остовцы ставили своей задачей создание современных и наиболее экономных форм живописи, в которых можно изобразить синтетически современный город с его приматом техники: заводы, шахты, радиоустановки и т. д. Поиски лаконизма, стремление к динамической композиции, упор на профессиональное мастерство, возрождение станковой картины с ее законченностью, «сделанностью» явились следствием новых требований, предъявляемых к искусству жизнью.

Георгий Нисский. Причал
Георгий Нисский
"Причал"

Остовцы считали художника участником социалистического строительства, который обязан создавать картины сюжетные и современные не только по изобразительным средствам, но и по содержанию. Формулируя свою художественную платформу, они писали: «В эпоху строительства социализма активные силы искусства должны быть участниками этого строительства и одним из факторов культурной революции в области переустройства и оформления нового быта и создания новой, социалистической культуры. Считая, что только искусство высокого качества может себе ставить такие задачи, необходимо в условиях современного развития искусства выдвинуть основные линии, по которым должна идти работа в области изобразительного искусства». Организаторами и активными участниками этой художественной группы были А. Дейнека, П. Вильяме, Ю. Пименов, А. Гончаров и другие.

Несмотря на увлечение внешней стороной индустрии, грандиозностью техники, художественной манерой западного, особенно немецкого экспрессионизма, группа в целом сыграла положительную роль в истории советского изобразительного искусства. Серьезное увлечение молодого Нисского эстетическими концепциями остовцев прослеживается в одной из ранних работ «Судоремонт».

Началом серьезной творческой деятельности Нисского является 1932 год, год, когда ЦК ВКП(б) было издано решающее для дальнейшего развития советского искусства постановление «О перестройке литературно-художественных организаций».

Георгий Нисский. Залп
Георгий Нисский
"Залп"

Постановление 1932 года не только ликвидировало организационную путаницу. Самое главное — оно призывало к созданию подлинно художественных произведений, отводило работникам искусств важную роль в строительстве культуры нового общества. В годы первых пятилеток, художники должны были в своих произведениях отразить достижения страны. Они должны были увидеть сами и показать людям в малом, едва приметном, частицу общей закономерности. Они должны были помочь в формировании духовного облика народа.

Это сыграло определенную положительную роль в становлении творчества художника, делавшего еще первые шаги в большом искусстве. Требования партии отвечали творческим задачам, которые ставил перед собой молодой Нисский.

1932 год был этапным в творчестве Нисского еще и потому, что именно в это время он отыскивал те основные, принципиальные черты художественного видения и пути для выражения этого видения, которые останутся в его искусстве, разовьются и станут определяющими.

«Осень. Семафоры» (1932). Этой картиной художник делает заявку и на нового героя пейзажной живописи, и на новый способ поэтизации. Пустынно. Промозгло. Нахохлившиеся воробьи, зябко прижавшись друг к другу, уселись на провода. Но, несмотря на щемящие нотки серого осеннего дня, у зрителя не возникает ощущения унылости, потому что огромен простор неба, бодро бежит, попыхивая дымом, паровоз, по длинной полосе железнодорожного пути, которому, кажется, нет начала и нет конца. Работают семафоры. Всюду жизнь, во всем чувствуется человеческая деятельность.

Георгий Нисский. Осень. Семафоры
Георгий Нисский
"Осень. Семафоры", 1932 г.

«Осень» — индустриальный пейзаж, композиционно четко построенный. Но как резко отлично отношение художника к индустрии здесь, по сравнению с его более ранней картиной «Судоремонт». Если там главное — машина, несмотря на то что в картине присутствует человек, то здесь человек присутствует незримо, в созданиях рук своих. От этого они выглядят одушевленными. И паровоз, и семафоры, и нити телеграфных проводов несут в себе частицы человеческой энергии и силы, действуют именно как одушевленные предметы. В этой новой поэтике, рожденной социалистическим строительством, и заключалось, в первую очередь, новаторство Нисского-пейзажиста, художника самого, казалось бы, «беспартийного» жанра.

И еще одна очень существенная черта проявляется в этом пейзаже: в четких ритмах и энергической напряженности детищ века индустрии вовсе не ощущается никакой холодности. Художник отыскивает в них глубоко лирические нотки, близкие каждому, окрашивает всю сцену очень личным настроением, идущим, вероятнее всего, от ласковых воспоминаний детства.

Картина «Осень» была первой творческой заявкой художника на собственное место в большом искусстве. А уже на следующий год он написал вторую свою большую картину в этом стиле — «На путях», полную особой, весенней бодрости, весенней звонкой радостности.

Снова нет конца разбегу рельсов. Однако, в отличие от предыдущей картины, зритель видит не только протяженность, но и ширь дорог. На первом плане — уже однажды найденный семафор. В глубине — железные конструкции моста, дым фабрики. А среди всей этой «работающей» большой индустрии идет женщина в белом платье, которое раздувается на ней от свежего весеннего ветра, и все изображение сразу теплеет, звучит радостным мотивом. Построение картины таково, что второй план выглядит театральными кулисами, а огромное стальное полотно дороги — сценической площадкой. Несколько наивная условность, некоторая поверхностность даже не зачеркивает начатую ранее линию соединения красоты технического гения человека с лирической окраской созданий этого гения.

При сравнении этих двух картин («Осень» и «На путях») бросается в глаза их композиционная схожесть, одинаковость художественных приемов, условность, идущая от отсутствия настоящего мастерства. Выработав определенную композицию, Нисский боялся отступить от нее. Поэтому художественное воплощение его дерзких замыслов оказывалось значительно бледнее их. Принципы были найдены. Теперь предстояло научиться их осуществлять.

Георгий Нисский. На путях
Георгий Нисский
"На путях. Май", 1933 г.

«Учась, работать — работая, учиться». Эти слова художник сделал своим девизом почти на четыре года. Он увидел, что «настоящее мастерство, традиции и культура должны быть и стимулом, и источником нового». Исчез юношеский негативизм, отвержение авторитетов искусства ушедших эпох. Оно уступило место внимательному изучению старых мастеров. Нисский старался применить их технику в своих работах, но не слепо, а отбирая в ней лишь то, что отвечало его творческим поискам, что могло бы органично войти в его собственную художественную манеру.

Источников для изучения было множество. Пуссен и Делакруа, Ван-Гог и Сезанн и другие крупнейшие мастера Европы разных веков и стилей. Именно поэтому работы, написанные в 1933—1936 годах, сделаны в самых различных манерах, идут от самых различных образцов и являются более плодами экспериментирования ученика, нежели самостоятельными художественными произведениями. Эти искания вовсе не были запоздалой реакцией выпускника художественного вуза на различные школы мирового искусства. ВХУТЕМАС в 20-е годы, приучая искать и мыслить, не давал достаточной профессиональной выучки. И, чтобы стать настоящим мастером, приходилось добиваться ее самостоятельно.

Георгий Нисский. Пейзаж с парусной лодкой
Георгий Нисский
"Пейзаж с парусной лодкой", 1930-е гг.

Все же в работах этих лет, столь различных по манере, со следами изучения разных мастеров, найденная в начале 30-х годов линия не исчезает. Особенно отчетливо она наметилась в картине 1935 года «Яхта», полной свежести и динамики, с точной и тонкой разработкой цветовых оттенков ветреного дня.

В картине «Яхта» появляется уже и нечто новое по сравнению с первыми работами этого плана. Оно заключается в стремлении художника приблизиться к натуре, не ограничиваясь одной авторской фантазией. Это знаменательно. Художник идет ко второму этапу «самообразования» — работе на природе.

Необходимость этого этапа логически вытекала из его творческих устремлений, потому что искусственность, идущая от неумения передать натуру, засушивала произведение, замораживала эмоциональность замысла.

В это время Нисский работал над картиной «Встреча» с большим количеством действующих лиц, с изображением человеческих отношений. Действие ее происходит в черноморской бухте летом. На первом плане девушка радостно протягивает цветы молодому моряку. Нужно было показать взаимные отношения героев, чувства, которые они при этой встрече испытывали, передать тонкие психологические оттенки, с одной стороны, и буйство красок летнего юга — с другой. Отразить все это долгое время не удавалось, в первую очередь, из-за отсутствия достаточного багажа жизненных впечатлений. Художник понял это. Он оставил работу над картиной и в обществе Ф. Богородского и Г. Ряжского уехал в Севастополь работать на натуре.

Месяц провел Нисский в походах вместе с героями своей картины. Второй месяц настойчиво и упорно писал этюды. Упорно искал способы передачи цветового разнообразия и богатства оттенков окружающего мира. Характерно название его статьи, помещенной в журнале «Творчество» (N 12 за 1936 год),— «В упор к натуре». В ней он писал: «Из всех моих ощущений, впечатлений и воспоминаний я выбирал главное и нужное, в чем, как мне казалось, была заключена самая верная живописно-пластическая суть вещей». И далее: «В малом, но верно написанном этюде часто по-новому раскрывается перед тобой и большая не на натуре задуманная картина».

Георгий Нисский. Встреча
Георгий Нисский
"Встреча"

Творчество его обогатилось непосредственными жизненными наблюдениями. В лучших этюдах этого времени, сделанных на Черном море, отчетливо видны его достижения, особенно в колорите. Глаз художника острее реагирует на цвет, и из композиций исчезает нарочитая искусственная «построенность».

Севастополь научил художника видеть не только ярче, но и глубже. Вернувшись в Москву, он быстро переписал картину «Встреча». Она получилась очень по-молодому жизнерадостной и красивой и принесла художнику бронзовую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, где экспонировалась в числе лучших достижений советского искусства. Действительно, в ней чувствуется уже не только яркость замысла, но и художественное мастерство.

Картиной «Встреча» Нисский показал, что период «второго ученичества» закончен. Он доказал свое право называться мастером. «Нисский привлекает зрителя сделанностью и законченностью своих картин, резко контрастирующими с небрежной этюдностью работ большинства его соседей по выставочным стендам», — так писала советская критика в 1937 году, подводя итог его творчеству.

                                                                << начало             продолжение >>