Евгений Викторович Вучетич. Советская скульптура. Часть 2

Следующей крупной работой Вучетича был памятник генералу армии Н. Ф. Ватутину, под командованием которого войска Первого Украинского фронта форсировали Днепр и 6 ноября 1943 года освободили Киев от гитлеровской оккупации.

Памятник был открыт в 1948 году. Он установлен в Киеве, в живописном парке над Днепром, у изголовья могилы погибшего полководца.

Генерал Ватутин изображен наблюдающим за стремительным движением советских войск. Его облик величествен и полон душевного благородства. В левой руке он держит фуражку; правой взялся за борт распахнутой шинели. Прекрасное, типично русское лицо генерала светится радостью победы; в то же время в нем, чувствуется готовность к новым суровым испытаниям. Его взор устремлен на запад, куда все дальше и дальше уходят доблестные войска.

Фигура полководца вырублена из светло-серого гранитного блока. Скульптурная форма трактована лаконично и сдержанно. На гранитном пьедестале памятника помещены два рельефа, изображающие форсирование Днепра и торжественную встречу украинским народом своих освободителей. На передней стороне пьедестала высечена надпись на украинском языке: «Генераловi Ватутiну вiд українського народу».

Продолжая интенсивно работать над портретными бюстами советских полководцев, Вучетич в течение 1947—1948 годов выполнил в бронзе и мраморе большое число портретов дважды Героев Советского Союза: маршала Советского Союза И. С. Конева, маршала Советского Союза A. М. Василевского, гвардии генерал-полковника В. И. Чуйкова, генерал-полковника танковых войск М. Е. Катукова, генерал-полковника авиации Т. Т. Хрюкина. В этот же период им были исполнены портреты B. М. Молотова, маршалов Советского Союза К. Е. Ворошилова и Н. А. Булганина.

Е.В. Вучетич. Портрет Т.Т. Хрюкина
Е. В. Вучетич
Портрет дважды Героя Советского Союза
генерал-полковника Т. Т. Хрюкина

В своих портретах скульптор каждый раз стремится дать новое композиционное решение, помогающее раскрыть индивидуальность портретируемого, выявить героическое содержание образа. В композиции бюстов все продумано, подчинено главной идее, что придаст им общую завершенность. Здесь сказывается внимательное изучение Вучетичем лучших традиций русского скульптурного портрета, в частности творчества Ф. Шубина.

Портрет гвардии генерал-полковника В. И. Чуйкова (1947), исполненный в мраморе, в 1948 году был отмечен Сталинской премией второй степени. В портретном бюсте героического защитника Сталинграда, командовавшего в дни сталинградских боев 62-й армией, скульптор воплотил образ мужественного, волевого советского полководца. Все внимание скульптор сосредотачивает на лице героя. Немного суровое, обветренное, с резкими складками у крепко сжатых губ и на щеках, оно притягивает к себе духовной значительностью. Взгляд слегка прищуренных глаз тверд и сосредоточен, он говорит о мужестве изображенного, о его исключительной стойкости и самообладании. Скульптор сумел увидеть и выявить в портрете наиболее характерные, типичные черты советского воина.

Е.В. Вучетич. Портрет В.И. Чуйкова
Е. В. Вучетич
Портрет дважды Героя Советского Союза
генерал-полковника В. И. Чуйкова

Вучетич создал простой и вместе с тем внутренне содержательный образ, выразив в нем представления народа о доблестных защитниках социалистической Родины. Обращает на себя внимание тонкая моделировка форм лица, знание специфических свойств мрамора — материала, позволяющего добиваться богатства светотеневых эффектов на его поверхности. В этом бюсте роль декоративных элементов сведена к минимуму. Завершение бюста решено в виде мало обработанного мраморного блока.

Большой жизненности и силы выражения героического характера Вучетич достиг также в бронзовом портретном бюсте маршала Советского Союза А. М. Василевского (1947). В отличие от предыдущего портрета скульптор здесь значительное внимание уделяет декоративному оформлению бюста. Однако верный своим творческим установкам, ясно осознавая свою главную задачу, он не акцентирует внешние аксессуары. Убедительно передавая индивидуальное сходство, Вучетич в портрете А. М. Василевского глубоко раскрывает гуманизм и народность образа советского полководца.

Е.В. Вучетич. Портрет А.М. Василевского
Е. В. Вучетич
Портрет дважды Героя Советского Союза
маршала Советского Союза
А.М. Василевского

Итогом творческих поисков Вучетича в решении героической темы явилась его работа над величественным памятником воинам Советской Армии, павшим смертью храбрых при штурме Берлина.

Памятник-ансамбль, торжественно открытый 8 мая 1949 года в Берлине, увековечивает светлую память воинов-героев, отдавших жизнь за Родину. Он отражает великую освободительную миссию Советской Армии, спасшей народы Европы и мировую цивилизацию от фашистских варваров.

Грандиозный архитектурно-скульптурный ансамбль, воздвигнутый на кладбище советских воинов, занимает площадь в сто двадцать тысяч квадратных метров (арх. Я. Белопольский).

Руководствуясь методом социалистического реализма, советские художники создали произведение монументального искусства, в котором архитектурные и скульптурные формы, а также природная среда сливаются в единое художественное целое, взаимно дополняют и обогащают друг друга. В этом памятнике скульптуре отведено исключительно важное место. Она активно участвует в выявлении основного идейного замысла надгробия. Большой опыт работы Вучетича с архитекторами сказался здесь с особой наглядностью.

Входом на территорию мемориального ансамбля служат две триумфальные арки. Зеленые аллеи ведут к скульптурной фигуре, высеченной из светло-серого гранита. Еще издали посетитель видит фигуру сидящей женщины с горестно опущенной головой. Эта статуя олицетворяет образ Матери-Родины, скорбящей о своих погибших сыновьях и дочерях. Скульптор правдиво воплотил благородный облик русской женщины, мужественной и стойкой даже в своем тяжелом горе. Национальный характер образа подчеркивается тем, что монумент установлен на фоне своеобразной ниши из больших седых елей и белоствольных берез. От этого монумента широкая аллея, обсаженная пирамидальными тополями, ведет к террасе главного входа на братское кладбище, который образуют два приспущенных знамени, выполненные из красного полированного гранита. У подножья огромных знамен на невысоких гранитных постаментах установлены две бронзовые фигуры коленопреклоненных солдат с автоматами в руках. Суровой скорбью полны их мужественные лица.

Е.В. Вучетич. Монумент Матери-Родины
Е. В. Вучетич
Памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом.
Берлин. Монумент Матери-Родины

От главного входа с высоты террас посетителю открывается панорама центрального кладбища. Широкая каменная лестница спускается к могиле четырех Героев Советского Союза. Далее, в центре огромного партера, расположены пять братских могил с гранитными плитами, украшенными бронзовыми пенками. По обеим сторонам кладбища, на фоне зелени боковых аллей установлено шестнадцать светло-серых каменных саркофагов. На торцовых сторонах саркофагов золотыми буквами начертаны слова Сталина из его выступлений и приказов в годы войны, а на боковых сторонах вырублены тридцать два скульптурных рельефа. Переходя от одного рельефа к другому, посетитель как бы читает волнующую летопись победоносной Великой Отечественной войны. Многие поколения будут восхищаться беспримерными героическими подвигами советского народа, отстоявшего в смертельных боях свободу и независимость первого в мире социалистического Отечества и спасшего народы Европы от фашистского ига.

В многофигурных композициях правдиво рассказано о незабываемых, суровых годах войны. Мы видим, как мирный труд наших люден был нарушен вероломным нападением гитлеровских орд. Падают вражеские бомбы, неся смерть и разрушение; советские люди шлют проклятье фашистским извергам, в их сердцах пробуждается святая ненависть. Перед взором зрителя развертывается величественная картина смертельной схватки с фашизмом. Скульптор доказывает всенародный характер войны, героизм Советской Армии и партизан, самоотверженный труд наших патриотов в тылу, великую дружбу народов, их волю к победе, подвиги двадцати восьми панфиловцев, Гастелло, Матросова, героическую оборону Москвы, Ленинграда, Севастополя, великую Сталинградскую битву, победоносное завершение войны. На последнем саркофаге высечены заключительные слова исторических приказов И. В. Сталина: «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!» На рельефах этого саркофага изображены советские люди, отдающие последние почести павшим воинам. Изображения на саркофагах являются одним из первых в советской скульптуре опытов широкого применения рельефа для раскрытия значительной современной темы.

Грандиозный мемориальный ансамбль завершает центральное сооружение — тринадцатиметровая бронзовая статуя советского воина-освободителя, установленная на высоком насыпном кургане на круглом уступчатом постаменте-мавзолее. Общая высота сооружения достигает тридцати метров. Советский воин в накинутой на плечи плащ-палатке спокойно и уверенно смотрит вперед. В его сильной руке — меч, у ног — разбитая фашистская свастика. К широкой груди воина доверчиво прильнул ребенок — образ светлого будущего человечества. Вучетич запечатлел величественный образ сталинского воина-победителя, охраняющего мирный труд свободолюбивых народов СССР.

Е.В. Вучетич. Памятник воинам Советской Армии
Е. В. Вучетич
Памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом.
Берлин. Главный монумент

В этом произведении скульптор, стоящий на позициях социалистического реализма, исходил в решении своей задачи не из надуманной и отвлеченной аллегории и символики, а из современной действительности. Воссозданный им яркий типический образ наделен живыми, конкретными чертами и убедительно воплощает духовное величие советских людей.

При установке монумента скульптор сумел хорошо использовать окружающую природу. Выразительный силуэт воина отчетливо рисуется на фоне голубого неба, в то время как светло-серый пьедестал выделяется на фоне темной зелени тополей. Скульптурная фигура очень хорошо связана с пьедесталом. Снаружи пьедестал украшен орнаментальным фризом. Под ним сделаны надписи на русском и немецком языках: «Слава» и даты «1941—1945». Внутри пьедестала, к которому ведет широкая гранитная лестница, находится круглый зал, его стены выложены мозаикой, выполненной художником А. А. Горпенко. В большом панно на золотом фоне художник изобразил представителей благодарных народов Европы, возлагающих лавровые венки на могилы советских воинов — своих освободителей. В центре мавзолея на кубическом постаменте из черного полированного камня стоит золотой ларец с пергаментной книгой в красном сафьяновом переплете. В книгу вписаны имена героев, погребенных на братском кладбище. Под куполом мавзолея рубинами и хрусталем сверкает люстра в виде ордена Победы.

На мозаичном куполе на русском и немецком языках золотыми буквами написаны незабываемые слова Сталина, которые воспринимаются как эпиграф ко всему сооружению: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества».

Кладбище плотным кольцом окружают вековые платаны, служащие обрамлением всей площади.

Берлинский памятник советским воинам-героям проникнут идеей жизнеутверждения. Он прославляет духовное величие советского человека, совершившего бессмертный подвиг и завоевавшего себе вечную славу.

На кладбище советских воинов приходят сотни тысяч людей, чтобы почтить память павших героев, возложить венки на их могилы.

Авторы мемориального сооружения в Берлине в 1950 году были удостоены Сталинской премии первой степени.

В послевоенные годы параллельно с работой над портретами советских полководцев Вучетич начинает создавать портреты героев мирного труда.

«Где вы найдёте такие великолепные качества людей, какие проявил наш советский народ в Великой Отечественной войне и какие он каждый день проявляет в трудовых делах, перейдя к мирному развитию и восстановлению хозяйства и культуры!» — говорил А. А. Жданов в докладе о журналах «Звезда» и «Ленинград».

В работе Вучетича над воплощением образов замечательных тружеников важным этапом явился бронзовый портрет звеньевого узбекского хлопководческого колхоза имени К. Е. Ворошилова, Героя Социалистического Труда Назарали Hиязова, исполненный в 1948 году. В этом портрете скульптор не только правдиво передает внешность героя, но и раскрывает психологию, мысли и чувства советского человека. Перед нами портрет-биография. Вучетич сумел создать образ того нового человека наших национальных республик, который, преодолев свою былую отсталость, вырос в замечательного мастера своего дела. Тяжелая жизнь до революции оставила глубокие борозды морщин на его опаленном южным солнцем лице. Но это мудрое и доброе лицо прекрасно своей одухотворенной красотой. Из-под густых бровей молодо и энергично смотрят зоркие глаза. Свободный и радостный труд пробудил в семидесятидевятилетнем хлопкоробе необычайную творческую инициативу, дал ему вторую молодость.

Е.В. Вучетич. Портрет Назарали Ниязова
Е. В. Вучетич
Портрет Героя Социалистического Труда
Назарали Ниязова

Композиция портрета решена с таким расчетом, чтобы убедительнее и полнее раскрыть характер доблестного труженика хлопковых полей. Скульптор создает полуфигурную композицию, изображает руки и вводит ряд деталей, обогащающих содержание портрета. Очень красноречив жест правой руки Ниязова, держащей ветку хлопка, которую он прижимает к груди. В этом жесте читаются и горячий трудовой энтузиазм и гордость творца рекордных урожаев.

Портрет Героя Социалистического Труда Назарали Ниязова в 1949 году был отмечен Сталинской премией второй степени. Одновременно Сталинская премия была присуждена скульптору и за портрет генерал-полковника авиация Т. Т. Хрюкина (1948, мрамор).

Постепенно совершенствуя мастерство, Вучетич подходит к решению наиболее почетной и ответственной задачи советского искусства — к воплощению образов — В. И. Ленина и И. В. Сталина.

В 1949 году, к 70-летию со дня рождения Сталина, Вучетич с бригадой скульпторов, в которую входили П. Фридман, П. Яцыно и Г. Постников, выполнил огромный многопланный горельеф «Клянемся тебе, товарищ Ленин...» Скульпторы изобразили исторический момент, когда И. В. Сталин в траурные ленинские дни от имени партии дал великую клятву верности заветам Ленина. Исключительно ответственная тема потребовала от авторов поисков наиболее выразительной формы для ее воплощения. В своей работе над горельефом скульпторы опирались на традиции мирового и в первую очередь русского искусства рельефа.

Авторы поставили перед собой цель — создать своеобразную «скульптурную картину» для стены интерьера. Сохраняя декоративные свойства рельефа, они сумели развернуть грандиозную картину незабываемого исторического события, раскрыть в ярких образах его глубокое содержание.

Е.В. Вучетич. Горельеф
Е. Вучетич, Г. Постников, П. Фридман, П. Яцыно
"Клянемся тебе, товарищь Ленин..."
Горельеф

Красная площадь заполнена народом. Сюда пришли представители различных национальностей, люди разных возрастов, женщины и дети. Взоры всех людей устремлены к высокой трибуне, где под развернутым знаменем стоит И. В. Сталин. Возле Сталина и у подножья трибуны стоят В. М. Молотов, М. И. Калинин, Ф. Э. Дзержинский, М. В. Фрунзе, К. Е. Ворошилов, Г. К. Орджоникидзе, A. И. Микоян, Л. М. Каганович, В. В. Куйбышев, А. А. Андреев, С. М. Киров, С. М. Буденный, Н. К. Крупская. Плотным кольцом народ окружил трибуну, внимательно слушая слова исторической клятвы Сталина. Советский народ в горельефе охарактеризован с большой силой и глубокой жизненной правдой. Вглядываясь в лица людей, читаешь в них боль утраты; но чувство скорби каждого преодолевается могучей волей коллектива.

В горельефе большое количество портретных образов, исполненных с натуры. Над каждой фигурой скульпторы работали долго и упорно. Отсюда та характерность и яркая жизненность, которых они сумели добиться в обрисовке образов. В произведении нет позирующих статистов, фигур, введенных лишь для заполнения пространства. Особенно выразительны образы русского крестьянина, туркмена и грузина у левого края горельефа.

В композиции горельефа авторы применили перспективное построение. Уходящая вглубь Кремлевская стена создает впечатление большого пространства, хотя глубина рельефа не превышает двадцати пяти сантиметров. Композиция строится с таким расчетом, чтобы зрителю сразу был ясен глубокий смысл происходящего. Передавая движение колонн к трибуне, скульпторы останавливают наш взгляд прежде всего на величественной фигуре И. В. Сталина, произносящего слова клятвы.

Идейная целеустремленность, народность, простота композиции и материальность пластической формы — характерные черты этого замечательного произведения, удостоенного в 1950 году Сталинской премии первой степени.

Горельеф положил начало работе Вучетича над образами В. И. Ленина и И. В. Сталина.

В 1950 году скульптор принял участие в конкурсе на проект памятника В. И. Ленину для Москвы. В следующем году он исполнил статую В. И. Ленина для Всесоюзной художественной выставки 1951 года. В ней скульптору хорошо удалось передать героический характер, могучий ум и революционную волю гениального создателя и руководителя первого в мире социалистического государства.

Особенно много и упорно Вучетич работает над воплощением образа И. В. Сталина. Он стремится раскрыть многогранность личности вождя, показать разносторонний характер его деятельности. Образ И. Б. Сталина — полководца, организатора победы над гитлеровским фашизмом — воплощен Вучетичем в скульптуре, находящейся в экспозиции музея Центрального Дома Советской Армии. Великий вождь изображен в военной обстановке, на боевых рубежах. Во всем мужественном облике Сталина, в его вдохновенном лице, в решительном жесте правой руки, держащей телефонную трубку, чувствуется несокрушимая вера в победу.

Великие стройки коммунизма вызвали новый расцвет архитектуры и скульптуры. Архитекторы в содружестве со скульпторами создают художественные ансамбли, украшающие грандиозные сооружения Сталинской эпохи. Вучетичу поручено оформление канала Волго-Дон. Творческий коллектив, им возглавляемый, с огромным энтузиазмом работает над тремя большими скульптурными группами. Монументальные композиции, установленные на высоких постаментах в районе Сталинграда, будут рассказывать о героических защитниках Царицына от белогвардейских банд и о героях великой Сталинградской битвы.

Одна из последних работ Вучетича — двадцатишестиметровый монумент И. В. Сталина, выполненный в чеканной меди и воздвигнутый в 1952 году на верхней террасе высокого берега Волги при входе в канал Волго-Дон (общая высота монумента вместе с гранитным пьедесталом достигает семидесяти двух метров. Архитектор Л. Поляков). Скульптор создал образ И. В. Сталина. Исполненный торжественного величия и мужественной героической простоты, монумент И. В. Сталина виден за десятки километров — с улиц и площадей Сталинграда, с судов, идущих по Волге, и с трассы канала. Открытые сходы, аллеи, цветники и газоны связывают гранитный пьедестал монумента с террасами откоса и с общественными зданиями центральной площади города Красмоармейска.

Вучетич трудится интенсивно и напряженно. По его проекту сооружаются бронзовые памятники В. Г. Белинскому в г. Пензе и Горою Советского Союза Александру Матросову в г. Великие Луки.

Скульптор успешно продолжает работу над портретной серией. На Всесоюзной художественной выставке 1951 года в залах Третьяковской галлереи были экспонированы его портреты в мраморе — С. М. Буденного и Ф. Э. Дзержинского.

Вучетич — один из ведущих советских скульпторов. В 1947 году он был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. За участие в войне с фашистскими захватчиками Вучетич награжден орденом Отечественной войны второй степени. За выдающиеся заслуги в области советского изобразительного искусства Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 февраля 1951 года ему присвоено почетное звание народного художника РСФСР.

Искусство Вучетича, заслужило высокое признание народа.

По книге: А. Парамонов «Евгений Викторович Вучетич»

Вернуться к началу статьи Евгений Викторович Вучетич. Советская скульптура. Часть 1