Евгений Викторович Вучетич. Советская скульптура. Часть 1

В центре Берлина, в Трептов-парке, где находится братское кладбище воинов Советской Армии, павших в боях с фашизмом, возвышается огромный бронзовый монумент советского воина-освободителя. В правой его руке меч, рассекший фашистскую свастику, лежащую у ног, на левой руке он бережно держит спасенного ребенка. Эта статуя получила всемирное признание. Она олицетворяет образ Советской Армии, разгромившей гитлеровский фашизм. Автор этого замечательного монумента — Евгений Викторович Вучетич.

Творческий путь Вучетича начался во второй половине 30-х годов, но особенно разносторонне его талант проявился в послевоенный период.

Вучетич родился 28 декабря 1908 года в Екатеринославе (Днепропетровске). Раннее детство будущий скульптор провел на Кавказе, недалеко от города Грозного, где на нефтепромыслах работал его отец — горный инженер.

Интерес к скульптуре у Вучетича проявился с детства. С большим увлечением лепил он из хлебного мякиша и пластелина фигурки различных зверей. Родители, обнаружив увлечение сына, всячески его поощряли.

Вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции Вучетич с семьей переезжает в Ростов-на-Дону.

Е. В. Вучетич
Памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом.
Берлин. Главный монумент

Неизгладимое впечатление на двенадцатилетнего мальчика произвели события, связанные со взятием Ростова в 1920 году войсками Первой Конной Армии. Живой, общительный и любознательный, Евгений заслушивался рассказами о войне, о доблестных командирах К. Е. Ворошилове и С. М. Буденном. Глубоко захватившая его романтика гражданской войны нашла свое отражение в первых юношеских произведениях начинающего скульптора.

Занимаясь в средней школе, Вучетич все свободное время отдавал лепке. Знакомые, видя способности мальчика, сообщили матери о том, что в городе имеется художественная школа, куда Вучетич и был принят в 1926 году. Нужно сказать, что ростовская художественная школа сохраняла и развивала традиции русского реалистического искусства. Скульптор с большой теплотой и благодарностью вспоминает руководителя школы А. С. Чиненова, в прошлом передвижника, и преподавателя живописи А. И. Мухина. Эти мало известные художники, но прекрасные педагоги сумели привить Вучетичу любовь к реалистическому искусству, воспитали в нем волю и упорство. В школе Вучетич работает с огромным увлечением. Не довольствуясь занятиями в степах школы, он получает дополнительные указания, посещая Чиненова и Мухина на дому. Уже в этот период определяется круг тем и сюжетов скульптора. Главным образом его привлекают события из времен гражданской войны, с которыми он знакомится по рассказам демобилизованных красноармейцев из Первой Конной Армии, оставшихся жить в Ростове. Он увлекается изображением битв, стремительно скачущих всадников, разящих врага. В ранних ученических работах уже сказывается сильный темперамент скульптора, стремление передать романтику и жизненную экспрессию изображаемых событий.

В 1930 году Вучетич окончил ростовскую художественную школу. В качестве дипломной работы он выполнил в натуральную величину скульптурную группу, изображавшую матроса на вздыбившемся коне, стреляющего по неприятелю. Вучетичу еще нехватало мастерства, многое в его работе было несовершенным, наивным, но произведение захватывало эмоциональным напряжением, искренностью чувства. Эта его первая самостоятельная работа была приобретена Северокавказским музеем Революции.

Чувствуя необходимость продолжать свое профессиональное образование, Вучетич в 1931 году поступает в Ленинградскую Академию художеств. Он надеялся полученные ранее в художественной школе знания, навыки реалистического мастерства углубить серьезной и упорной учебой. Однако в этот период в Академии художеств было сильно влияние формализма. Подлинной школой для Вучетича явились ленинградские художественные музеи и многочисленные классические памятники русской скульптуры и архитектуры, которые он жадно и пытливо изучал, восхищаясь мастерством ваятелей и зодчих XVIII—XIX веков. Но в Ленинграде Вучетич пробыл недолго. Вскоре он покинул Академию и в 1933 году вернулся в Ростов. К этому времени в советском искусстве произошли огромные перемены, события исключительной важности.

Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» установило новые организационные формы художественной деятельности в нашей стране и определило главное требование, предъявляемое к деятелям советского искусства, — активное участие в социалистическом строительстве. В этот период Сталин характеризовал творческий метод советской литературы и искусства как метод социалистического реализма. Сталин назвал писателей инженерами человеческих душ, подчеркнув этим огромную роль литературы и искусства в деле коммунистического воспитания трудящихся. Метод социалистического реализма открыл перед советскими художниками небывалые перспективы творческого роста.

Е.В. Вучетич. Портрет М. А. Шолохова.
Е. В. Вучетич
Портрет писателя М. А. Шолохова
Мрамор. 1958 г. Ленинград. Русский музей

В Ростове-на-Дону Вучетич сразу оказался в центре общественно-творческой жизни. Он избирается председателем местного союза художников, участвует в оформлении декоративной скульптурой строящихся в городе зданий. Для новой гостиницы «Ростов» он вместе с коллективом скульпторов исполняет большой рельеф; в парке театра имени А. М. Горького, сооружавшегося по проекту известных архитекторов В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха, делает фонтан. Эти работы дали много творческих навыков молодому скульптору. Здесь перед ним впервые встала проблема синтеза искусств, связи скульптуры с архитектурой. Большую помощь Вучетичу оказали местные архитекторы и в особенности приехавшие в Ростов Щуко и Гельфрейх, ценные практические указания которых помогли скульптору и в его последующей художественной деятельности.

В 1935 году по совету Щуко он переезжает в Москву, где в этот период идет грандиозное строительство, осуществляемое по Сталинскому плану реконструкции столицы. Вучетич поступает сначала на строительство гостиницы «Москва», а затем Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Скульптор настойчиво продолжает повышать свое профессиональное мастерство.

«Я все время после Академии учился делать руку, делать голову, делать человека», — вспоминает Вучетич.

Исключительно благотворным было сотрудничество молодого скульптора с такими крупными архитекторами, как Щуко и Гельфрейх. В своей автобиографии Вучетич сделал знаменательное признание: «Вообще, если оглянувшись назад посмотреть, как проходила учеба, я должен буду сказать, что многие знания пришли от архитектуры. Мне кажется, что никто из скульпторов моего возраста не работал с таким большим количеством архитекторов, причем с архитекторами, как говорится, высшего класса».

Работая после приезда в Москву в различных художественных организациях, в том числе руководя экспериментальными мастерскими Управления строительством Дворца Советов, Вучетич одновременно начинает выступать на выставках, участвовать в конкурсах на проектирование памятников. Скульптор снова обращается к темам гражданской войны.

В 1936 году Вучетич исполнил небольшую скульптуру, изображающую К. Е. Ворошилова на коне, произносящим речь перед частями Первой Копной Армии. Работа была экспонирована на выставке московских скульпторов. Стремление выявить в образе героические черты, характерное для дальнейшего творчества Вучетича, начинает сказываться в работах данного периода. В этом отношении особенно показательна скульптурная фигура «Партизанка» - крестьянская девушка-патриотка, с гранатой в руке осторожно пробирающаяся в логово врага, чтобы нанести неожиданный удар. По словам скульптора, мысль о создании образа девушки-героини была подсказана ему известным фильмом «Чапаев». «Партизанка» была показана на Всемирной парижской выставке в 1937 году.

Как портретист Вучетич впервые выступил на выставке московских скульпторов в 1940 году. Портрет искусствоведа М. В. Бабенчикова (1939) обратил на себя внимание художественной общественности. Эта работа показала Вучетича острым и наблюдательным портретистом. Правда, скульптор еще акцентирует внешние физические особенности изображаемого, но наряду с передачей индивидуальных черт лица он стремится раскрыть психологию портретируемого. Среди его ранних работ выделяется также портрет архитектора Гельфрейха и особенно исполненный в мраморе портрет академика А. Д. Сперанского.

В предвоенные годы Вучетич успешно участвует в ряде конкурсов. Два варианта проекта памятника-надгробия архитектору В. А. Щуко, выполненные скульптором совместно с архитекторами А. П. Великановым и А. Ф. Хряковым, были отмечены первой и второй премиями. Первой премии был удостоен его проект памятника герою гражданской войны Г. И. Котовскому для г. Кишинева (1940). Проекты не были осуществлены, так как началась Великая Отечественная война.

Характеризуя первый, довоенный период творчества Вучетича - период овладения мастерством, упорных исканий своего пути,— нужно отметить, что в ранних произведениях скульптор недостаточно глубоко проникал в психологию героев.

В годы войны Вучетич много увидел и пережил. Это было время его творческого возмужания. Он переосмыслил свой предшествующий творческий путь, отбросил все случайное, внешнее, стал развивать и углублять наиболее ценное из того, что было найдено ранее. В основном Вучетич остался таким же страстным, эмоциональным художником — певцом сильных, мужественных людей, презирающих смерть, идущих на подвиг ради общенародного дела. Но его произведения еще больше наполнились живым чувством, дыханием современности, в них зазвучала душа художника, глубоко захваченного великими событиями.

Е. В. Вучетич. «Стоять насмерть!»
Е. В. Вучетич
«Стоять насмерть!»
Фрагмент скульптурного ансамбля в ознаменование разгрома немецко-фашистских войск
под Волгоградом. Гранит. 1957 — 1960 гг. Волгоград

Летом 1941 года Вучетич уходит добровольцем на фронт и сражается на передовых позициях. Начав свой боевой путь как рядовой солдат, он к концу второго года войны получает звание капитана. При штурме г. Любани Вучетич был тяжело контужен. После излечения, в марте 1943 года он был зачислен в Студию военных художников имени М. Б. Грекова. В течение всей войны художники этой студии — живописцы, скульпторы и графики — выезжали на различные участки фронта. Их документальные зарисовки, этюды, скульптурные портреты создавали изобразительную летопись великих событий. Эти поездки дали Вучетичу возможность лично познакомиться со многими замечательными людьми, чьи военные подвиги изумляли весь мир.

Увиденное и пережитое на войне становится основным содержанием творчества Вучетича. Круг интересующих его тем и образов значительно расширяется.

В 1943 году Вучетич выполнил четыре портретных бюста полководцев прошлого: А. В. Суворова, М. И. Кутузова, знаменитого партизана Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова и генерала П. И. Багратиона.

Но в дальнейшем Вучетича всецело захватила современность. Он посвящает свой труд воплощению героического образа защитника Родины и ставит своей целью создание галлереи скульптурных портретов героев Великой Отечественной войны. Свою работу ваятель начал с серии портретов выдающихся сталинских полководцев. К решению этой трудной задачи Вучетич подошел со всей ответственностью, стремясь запечатлеть для будущих поколений образы своих героических современников. Как правило, портреты делались с натуры, но предварительно до личной встречи с портретируемым скульптор старался узнать о нем как можно больше. Он изучал жизненный путь героя, его военные подвиги. Личное знакомство и работа с натуры способствовали окончательному оформлению образа.

В том случае если приходилось исполнять портрет погибшего на фронте полководца, скульптор изучал весь имеющийся документальный материал, беседовал с его родными и сослуживцами. Так были исполнены в 1944—1945 годах портреты генерал-лейтенанта М. Г. Ефремова, генерала армии Н. Ф. Ватутина, дважды Героя Советского Союза генерала армии И. Д. Черняховского. В этот же период Вучетич выполнил с натуры портреты трижды Героя Советского Союза маршала Советского Союза Г. К. Жукова, Героя Советского Союза генерал-полковника авиации С. И. Руденко, маршала бронетанковых войск Я. Н. Федоренко, генерал-полковника Ф. И. Голикова, Героя Советского Союза генерала армии И. X. Баграмяна, маршала авиации Г. А. Ворожейкина. В последующие годы он исполнил более сорока портретов советских полководцев.

Еще в первые годы войны многие скульпторы начали успешно работать над портретами советских воинов. Наряду с Мухиной, Томским, Манизером и Азгуром Вучетич явился одним из создателей нового в советском искусстве героического монументального портрета, в котором выразился характер героя-победителя, его высокие моральные качества. Особенности этого портрета заключаются не во внешних стилевых признаках. Новый тип героического портрета явился результатом глубокого осмысления характера советского человека, рожденного Октябрьской революцией.

Ясность образа, жизненная правдивость, богатство и разнообразие художественных средств являются отличительными чертами скульптурных портретов Вучетича. Хорошо переданное внешнее сходство сочетается в них с глубиной психологического раскрытия образа. Вучетич не стремится поразить зрителя эффектностью приема, общей помпезностью. Но в то же время он не делает портрет будничным, ибо это также нарушало бы жизненную правду, привело бы к обеднению, к принижению образа. Героическим портретам Вучетича присущи торжественность, величественность и парадность. Скульптор изображает полководцев в парадных мундирах, со всеми орденами и отличиями, часто вводит драпировки в виде плащ-палатки или шинели, которые образуют своеобразное декоративное обрамление бюста. Необходимо отметить, что многие бюсты исполнены скульптором как бюсты-памятники для установки на родине дважды и трижды Героев Советского Союза в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР. В связи с этим характер внешнего оформления бюста, его композиционное решение приобретают особое значение, ибо бюст рассматривается на воздухе, с различных расстояний и должен быть рассчитан на круговое обозрение.

Прекрасный образец героического портрета, созданного Вучетичем, мы видим в бронзовом бюсте И. Д. Черняховского (1945), отмеченном в 1946 году Сталинской премией второй степени.

Е. В. Вучетич. Портрет И.Д. Черняховского
Е. В. Вучетич
Портрет дважды Героя Советского Союза
И. Д. Черняховского

Дважды Герой Советского Союза генерал армии И. Д. Черняховский — выдающийся советский полководец эпохи Великой Отечественной войны. Его имя много раз отмечалось в приказах И. В. Сталина. Отважный герой погиб в боях за освобождение советской Родины. Приступая к воплощению образа И. Д. Черняховского, скульптор, исходя из индивидуальных особенностей его внешности, стремится вместе с тем выявить типические черты советского полководца, талантливо осуществлявшего сталинский план разгрома врага. В трактовке бюста ясно ощущается желание Вучетича показать героя в действии, когда наиболее полно раскрывается его боевой, решительный характер.

Голова И. Д. Черняховского резким движением повернута вправо, молодое лицо дышит мужеством и энергией, живые, полные ума глаза зорко смотрят вперед, туда, где решается судьба битвы. На его плечи сверх мундира наброшена плащ-палатка, бурные складки которой делают композицию бюста еще более динамичной. Грудь украшена двумя Золотыми звездами и орденами. Портрет И. Д. Черняховского отличается красотой, одухотворенностью образа и художественным мастерством: ясностью и четкостью пластической формы, общей законченностью, внимательной проработкой деталей. Появление этого замечательного портрета на первой послевоенной Всесоюзной художественной выставке 1946 года имело большое принципиальное значение для дальнейшего развития советского героического портрета.

Одновременно с созданием портретной галлереи Вучетич обращается к монументальной, композиционной скульптуре. Здесь он также стремится воплотить образ героического защитника Родины.

Первый опыт в этом направлении относится к 1942 году, когда скульптор вылепил метровую статую «Политрук», экспонированную на выставке «Великая Отечественная война» (1942). В этой статуе Вучетич поставил своей целью создать типичный образ большевика, осуществляющего партийное руководство непосредственно в боевых условиях, на передовой линии фронта и являющего собой пример героизма. В фигуре политрука, поднимающего в атаку бойцов, скульптор подчеркивает стремительность движения, героический порыв.

Вучетич мечтал исполнить эту статую в большом размере, но в этот период он полностью отдастся другой работе, которая стала важнейшим этапом в его творчестве и до некоторой степени развивала идею «Политрука».

В 1943 году Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР и Главным Политуправлением Советской Армии был объявлен конкурс на проект памятника генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову для г. Вязьмы. Проект Вучетича получил одобрение жюри. Над памятником, увековечившим бессмертный подвиг замечательного советского полководца, скульптор работал с огромным творческим напряжением и душевным подъемом. Он вложил в него богатые личные впечатления и наблюдения военных лет. Это помогло создать волнующее, патриотическое произведение, обладающее огромной силой эмоционального воздействия.

Обстоятельства героической гибели полководца послужили сюжетной основой для композиции памятника. Командующий 33-й армией генерал-лейтенант М. Г. Ефремов погиб весной 1942 года в боях за освобождение г. Вязьмы. Отрезанные превосходящими силами фашистов от нашей армии, части генерал-лейтенанта Ефремова около трех месяцев мужественно сражались с врагами. В одной из жестоких схваток, возглавляя небольшую группу солдат, Ефремов был тяжело ранен, но продолжал руководить боем до тех пор, пока не был израсходован последний патрон. Советские воины предпочли умереть, чем сдаться в плен.

Е.В. Вучетич. Памятник М.Г. Ефремову
Е .В. Вучетич
Памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову
в г. Вязьме

Вучетич избрал чрезвычайно трудное в монументальной скульптуре многофигурное решение памятника. Выбрав развернуто повествовательный характер композиции, скульптору легко было впасть в жанровость, увлечься обилием второстепенных деталей в ущерб общей выразительности произведения, ясному раскрытию его основной идеи. С Вучетичем этого не случилось. Он нашел такое решение, которое убеждает и горячо волнует зрителя.

Одним из главных элементов, определяющих достоинство этого произведения, является удачно выбранный сюжет, который позволил показать образы советских воинов во всей их духовной красоте и величии. В центре пятифигурной группы стоит смертельно раненный Ефремов. Его фигура прежде всего останавливает внимание зрителя. Именно в ней в первую очередь сосредоточена огромная, неотразимая сила впечатления. Ефремов изображен в распахнутой шинели и в папахе. Левой вытянутой рукой он указывает направление удара на запад, а правой рукой опирается на плечо солдата, который бережно поддерживает любимого командира. У подножья этой группы мы видим фигуру воина, привставшего на колено для того, чтобы бросить гранату в направлении, указанном Ефремовым. Этот воин как бы олицетворяет непобедимую богатырскую мощь нашего народа. Незабываемое впечатление производит ослабевший от ран молодой офицер, опустившийся у ног Ефремова. Голова его забинтована, вся фигура поникла, но обращенное вперед лицо полно жгучей ненависти, Огромным усилием воли и напряжением сил он пытается поднять крепко сжатый в руке пистолет для последнего выстрела по врагу. Группа героев находится в окружении. Об этом напоминает фигура солдата в полушубке, резко повернувшегося назад и отстреливающегося из автомата от нападающих фашистов.

Удачно решена пространственная композиция памятника. При обходе его образы раскрываются в новых аспектах. Характерное для автора стремление к экспрессии, к резким подчеркнутым движениям, к динамичной композиции здесь проявилось наиболее наглядно. Но динамика фигур в памятнике внутренне обоснована и оправдана изображенным действием. На основе реалистического раскрытия характера каждого персонажа скульптор создает героический образ целого события, высокий пафос и суровая романтика которого обладают большой захватывающей силой.

Памятник М. Г. Ефремову проникнут глубоким оптимизмом, ибо подвиг самоотверженных защитников Родины, гибнущих в неравном бою, рожден твердой верой в победу правого дела.

Бронзовая группа хорошо связана с гранитным постаментом, по форме напоминающим неприступный бастион и помогающим раскрыть образный замысел памятника (архитектор Я. Белопольский). Сооруженный в 1946 году на самом высоком месте разрушенного фашистами города, памятник явился организующим центром. Новые основные городские магистрали, которые возникли в возрожденной Вязьме, ориентированы на монумент. В 1947 году за создание памятника генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову скульптор удостоен Сталинской премии первой степени.

Читать далее Евгений Викторович Вучетич. Советская скульптура. Часть 2