Вяйнё Аалтонен. Монументальное искусство и декоративно-парковая скульптура.

В 1950 году скульптор создает Монумент Кооперации. На трех небольших усеченных пирамидах над зеркальным пространством бассейна на высоту в пять метров величественно поднимается каменный прямоугольник. В его красногранитную оправу заключены компактные фигурные сцены-контррельефы, заполняющие неправильной формы плоскости каждой из них. Мощным аккордом звучит тяжелая масса блока, господствуя в окружающей среде. Основой пластической выразительности и здесь является предельная скупость изобразительного языка. Ни одной лишней детали. Во всем соблюдены такт и мера. Не стремясь к тонкому психологическому анализу, автор создает образы (при кажущейся внешней статичности), наполненные внутренней динамикой. Общую сдержанность скульптурной композиции несколько оживляют аккомпанирующие ей спокойные струи фонтанов. Аалтонен демонстрирует содружество различных элементов природы: камня, воды и пейзажа. Объединенные рукой мастера, они образуют художественный ансамбль — торжественный и современный — в одном из живописных уголков парка города Тампере.

Монумент Кооперации в Темпере.
1950 г.
Памятник дружбы городов
 Турку и Гётеборга. 1951 г.

Близкое по характеру и в то же время неповторимо своеобразное произведение монументально-декоративной скульптуры осуществляет Аалтонен и в Хельсинки в 1960 году. Это «Рука рабочего» — композиция, рождение которой представляется глубоко закономерным для творчества ваятеля. Могучие пальцы руки держат макет Рабочего дома культуры, автором проекта которого является Алвар Аалто, крупнейший современный финский архитектор. «Лучший архитектор и лучший скульптор с нами»,— гордо заявили финские рабочие, когда узнали, что скульптор Аелтонен вдохновлен замыслом зодчего и предложил вариант скульптурного решения темы. Высеченная в граните рука подымается над зеркальной гладью бассейна и, омываемая струями бьющих фонтанов, украшает фасад Дома культуры. Автор снова использует свой излюбленный камень — гранит, снова его внимание обращено к проблеме синтеза различных, преображенных рукой человека компонентов: природы и окружающей среды. Произведение, славящее созидательный труд рабочего, звучит жизнеутверждающе, оно наполнено тем же символическим значением, что и архитектурное сооружение. При более подробном знакомстве с творчеством Аалтонена постоянно ощущается его стремление к символическому обобщению, к умению конкретный образ наделить общечеловеческим содержанием. В этой связи характерен «Памятник дружбы», созданный скульптором в 1951 году и установленный в двух городах — Турку и Гётеборге. Рождение этой замечательной композиции не связано с каким-то определенным событием. Монумент, в котором воплощена естественная для прогрессивного художника тема, посвящен дружбе двух соседних народов — финского и шведского. Подлинной поэзией овеяны образы-символы: с доверием и романтической нежностью обращены друг к другу отлитые в бронзе девушка и юноша, обе фигуры — на конях. Обращение к конному памятнику — существенный вклад скульптора в монументальное творчество XX века. Традиционную классическую форму он наполняет современным мироощущением. Идейная ясность и композиционная смелость, пластическая убедительность образов и чеканная четкость ритма, сильное эмоциональное начало и строгая красота силуэтов отличают скульптурную группу.
 

"Гранитный мальчик"
1917-1920 гг.
В центре зала -
"Гранитный мальчик"

Последняя, незаконченная работа Аалтонена датирована 1966 годом. С ней оборвалась жизнь художника. Это «Гранитный мальчик»— небольшая монолитная статуя, уверенной рукой мастера высеченная из розового гранита, двойник одноименной фигуры, восходящей к 1917—1920 годам. Повторение сюжета означало для скульптора не просто возвращение в романтическую пору юности. Оно давало возможность подвести итоги пятидесятилетнего творческого пути. «Гранитный мальчик» — программное произведение мастера, в котором впервые так открыто были провозглашены композиционная цельность, торжество упрощенных форм, их верность природе, жизненной правде, точнее — обозначены рубежи пути, так достойно пройденного его создателем.

Внутреннее, стилистическое единство обнаруживается и в произведениях малых скульптурных форм, например в медальерном искусстве, занимающем видное место в наследии Аалтонена. В 1937 году им создана юбилейная медаль в честь известного финского живописца Ээро Ярнефельта. На оборотной ее стороне— профильное изображение одухотворенного лица девушки. В этом прекрасном профиле художник не только воссоздает строгую и чистую красоту, он заставляет почувствовать ее особую значительность. В небольшой по размеру медали нетрудно заметить близкое сходство с трактовкой образа в статуе богини из трехметрового мраморного рельефа, созданного Аалтоненом для актового зала Хельсинкского университета. Погибший во время бомбежки в феврале 1944 года рельеф «Богиня свободы венчает молодость» восстановлен лишь частично. Но и сейчас возвышенное благородство образа в сочетании с его величавой женственностью покоряет зрителя.

Портрет матери.
1936 г.
"Бледная дева"
1933 г.

Пафос монументального объединяет не только эти разнохарактерные по назначению, разномасштабные произведения искусства. Он свойствен и портретной скульптуре ваятеля. Аалтонен-портретист — это самостоятельная, большая и интересная тема, заслуживающая также специального исследования. В обширной галерее портретов, восходящей еще ко времени обучения в художественной школе и проходящей через всю творческую жизнь скульптора, мы видим духовно близких ему людей. Аалтонен стремится погрузиться во внутренний мир человека, завладеть правдой его характера. Художник создает множество образов современников — писательниц Марии Йотуни (мрамор, 1919) и Майлы Талвио (мрамор, 1930), госпожи Катри Хаккила (мрамор, 1922—1924) и «Мисс Европа 1934» — Эстер Тойвонен — победительницы в конкурсе красоты (мрамор, 1938), образов близких и дорогих людей — портрет матери (бронза, 1936) и художницы Хелены Шерфбек (диорит, 1943), поэта Ааро Хеллаакоски (бронза, 1919; бронза, 1946; диорит, 1946—1950) и учителя Виктора Вестерхольма (мрамор, 1918; гранит, 1925), художника Ялмари Руококоски (бронза, 1937) и композитора Яна Сибелиуса (мрамор, 1935; диорит, 1963).

К портретированию одного и того же лица Аалтонен обращался неоднократно. Даже небольшой перечень исполненных в жанре портрета произведений позволяет уловить тягу художника к одной и той же модели. Портреты Аалтонена носят биографический характер. Автор стремится запечатлеть жизнь модели во времени.

Женские образы, трактованные мягче и, как уже говорилось, лиричнее, покоряют, как правило, более тонким восприятием жизни. В мужских — со всей решительностью проявляются и побеждают активность и мужественная красота. Но в первую очередь скульптор передает напряженное усилие мысли, творческий потенциал личности, ее внутреннюю духовную жизнь. Выразительность пластического языка портретной скульптуры, как и в монументальных произведениях, строится на «обуздании» природного материала, на особой немногословности в манере исполнения. Кажется, что сама модель «диктует» скульптору более живописную трактовку формы или же ее предельную скупость.

Женщина из Карелии.
1951 г.
Голова женщины.
1952 г.

Национально самобытен талант Аалтонена — скульптора и живописца. Вдумчиво изучая, осваивая лучшие традиции художественного наследия (прежде всего классического искусства), Аалтонен уже в начале творческого пути создает свой стиль. К какому бы виду или жанру изобразительного творчества ни относилось аалтоненовское произведение, руку художника-ваятеля угадать нетрудно. Нетрудно определить и руку мастера-монументалиста, ибо по складу своего дарования Аалтонен — прежде всего монументалист. До Аалтонена в финской скульптуре преобладал классицистический стиль, завезенный в страну шведом К. Е. Шёстрандом в середине прошлого столетия. Отступление от канонов классицистического искусства началось параллельно с успехами молодого ваятеля. Отталкиваясь от существовавшей схемы, он проявил подлинное новаторство во всем своем творчестве, сказавшееся в первую очередь в монументальной скульптуре. Выявляя декоративные возможности монументальной скульптуры, он утверждает ее новые формы; с появлением работ Аалтонена монументальный рельеф прочно вошел в финское искусство. Еще в большей мере новаторство Аалтонена сказалось е том, что, соблюдая строгие законы ваяния, он стремился отразить характерные черты эпохи. Его творения, созданные в живой традиции сдержанного северного искусства (правда, уже сильно нарушенной монументальными композициями шведского мастера-виртуоза Карла Миллеса и норвежского ваятеля Густава Вигеланна), заполняют интерьеры общественных зданий, оформляют улицы, площади, бульвары, находясь в свободном открытом пространстве. Даже самое короткое путешествие по Финляндии позволяет почувствовать, что аалтоненовская скульптура является одной из характерных черт облика этой страны. В граните, бронзе и мраморе рука мастера отметила важные исторические события, увековечила память о тех, чьи дела прославили родину. Отдельные фигуры и групповые композиции открываются взору в парках и на улицах, в городах и на дорогах. Ожившие картины далекого прошлого, воскресшие образы истории страны неотвратимо воздействуют на зрителя.

Портрет Хелены Шерфбек.
1943 г.
Девочка из Хуопананкоски.
1946 г.

Наследие Аалтонена дает прекрасную возможность увидеть основные достижения финской скульптуры XX века на примере творчества одного мастера, проникнуть в глубоко гуманистическое содержание его искусства. И поныне непререкаем авторитет Вяйнё Аалтонена. В 1948 году удостоенный звания академика у себя на родине, спустя десять лет он избирается почетным членом Академии художеств СССР и признан сегодня как один из самых самобытных и значительных скульпторов нашего времени. Однако, прежде чем его творчество стало вершиной современной художественной культуры Финляндии, оно прошло годы развития. Истоки его формирования уходят в первые два десятилетия XX века, когда Европа была увлечена авангардизмом, когда и до северных районов континента уже доносилось его первое эхо. В Финляндии отход от реалистических принципов сказался прежде и сильнее в живописи. И в том, что позиции реализма прочнее устояли в скульптуре, немалая заслуга молодого Аалтонена, через многообразие поисков пришедшего к совершенным реалистическим формам, порой на основании собственного опыта отвергавшего модернистские увлечения в их «чистом» виде, художника, который ни в тот период, ни позже не изменил своих принципиальных взглядов на жизнь и на искусство.

Преданность прогрессивным идеям своей эпохи, идеям мира, дружбы и прогресса вела мастера к значительным замыслам, воплощение которых получило большой общественный резонанс. Вот почему его творчество — яркий пример не только в истории собственно финского, но и в истории искусства всех стран Северной Европы. Последовательно и активно развивавшееся на протяжении нескольких десятилетий, оно стимулировало движение отечественной художественной культуры, связывая ее достижения с завоеваниями европейской пластики и живописи XX века. Многие творения В. Аалтонена стали своеобразным каноном искусства наших дней. Именно потому они являются достоянием художественного прогресса эпохи. Имя В. Аалтонена популярно во многих странах, в том числе и в Советском Союзе. Нашу страну финский скульптор посетил дважды с разрывом в четверть века. Многое из увиденного у нас восхищало его. В Советском Союзе у Аалтонена были друзья. Ярким свидетельством творческой дружбы навсегда остаются два скульптурных портрета: портрет В. Аалтонена, исполненный в 1952 году советским мастером М. Г. Манизером (ГТГ, в 1977 году он экспонировался на всесоюзной выставке «Советский портрет»), и портрет М. Г. Манизера, изваянный нашим другом — художником из Финляндии.

Алексис Киви.
1933-1946 гг.
Ян Сибелиус.
1935-1952 гг.

С особой любовью хранят память о В. Аалтонене на его родине. Автору данной работы посчастливилось убедиться в этом: во время поездок в Финляндию, совершенных в разные годы, удалось пройти по тем местам, где складывалась творческая судьба выдающегося сына финского народа, художника редкого таланта.

Вяйнё Аалтонен запомнился человеком крепкого физического здоровья и большой душевной красоты. Запомнилось также его гостеприимство. Общению художника с людьми мешало лишь одно трагическое обстоятельство детства, по вине которого крупнейший ваятель Финляндии навсегда остался глухонемым. В беседах всегда помогала его дочь, искусно справлявшаяся с обязанностями переводчика. Не менее искусно внутреннее напряжение скрывал и сам художник, державшийся всегда спокойно и сдержанно. Кажется, эту черту он перенес и в свое творчество. Рано потеряв слух, Аалтонен как будто более жадно всматривался в жизнь и ее языком заставлял говорить суровые финские камни. На месте первой мастерской Аалтонена в Хирвенсало ныне покоится лишь тяжелый камень. Но сохранился маленький домик, в котором скульптор провел свои детские годы. Он вплотную примыкает к гранитной глыбе, откуда видны скалы, поросшие высокими соснами, открывается прекрасный вид на город Турку, на реку Ауру, на берегах которой он расположен, мост через реку, старинный башенный замок — ныне музей. Турку — город В. Аалтонена. Даже переехав в Хельсинки и долгое время работая здесь, в ателье, расположенном в живописном предместье столицы в Кулосаари, в красивой роще на берегу залива, он остался верен родному городу и завещал похоронить себя в Турку.

Портрет Ааро Хеллаакоски.
1945 г.
Маска женщины (I).
1959-1961 гг.

Его могила находится на небольшом кладбище у прекрасно сохранившейся до нашего времени средневековой церкви — центра прихода, к которому принадлежали родители мастера. Широкая, почти квадратная плита из красного гранита. На ней — в левом верхнем углу — изваяние скорбящего «Духа гор», высеченное из черного камня. Внизу начертаны даты жизни художника: 1894—1966. Траурным аккордом звучат здесь сильные чувства, вложенные в высшей степени сдержанный образ.

В Турку находится другой памятник В. Аалтонену. Это музей его творчества. Здесь подведен итог жизни ваятеля и живописца, его труда, огромной работоспособности, неистощимой энергии. Музей расположен на набережной Ауры, в одной из самых красивых частей города. Его современное здание, скромное по виду, заключает в себе празднично светлое внутреннее пространство. В трех самых больших залах с высокими перекрытиями размещена экспозиция произведений В. Аалтонена. В других — демонстрируется коллекция современного финского искусства. Работы скульптора расставлены свободно. Основная их часть вынесена в открытое пространство залов. Небольшие произведения заключены в стенные ниши со специальным освещением. В витринах выставлены медали и рабочие инструменты, которыми пользовался Аалтонен. Портретные головы представлены на разновысоких постаментах. Они соединены в показе с монументальными произведениями. Акцентами экспозиции являются «Гранитный мальчик», статуя «Мир» и последняя работа мастера — «Дух гор», выполненная на одном дыхании, единым и точным движением резца высеченная из красного гранита. Здесь можно увидеть и редкие скульптурные работы Аалтонена, например позолоченную деревянную голову «Лапландского колдуна» или один из самых ранних бронзовых рельефов—«Бегущий конь». В залах собраны произведения, созданные в разные периоды творчества мастера, изваянные из разного материала. Среди них — портреты Яна Сибелиуса, композиция «Идущая вброд», аллегорические фигуры из группы «Труд и Будущее» для здания сейма, статуя «Бледная дева», созданная по мотивам одноименной саги, и «Марьятта». Дополнением к экспозиции является фонтан Сусанны, украсивший внутренний дворик музея, соединенный с просторным холлом. В вечернее время фонтан, подсвеченный электрическим светом, обретает новую жизнь.

"Идущая вброд"
Вариант. 1917-1949 гг.
"Идущая вброд"
1917-1922 гг.

Отдельный зал в музее посвящен живописи В. Аалтонена. Здесь представлены портреты матери и отца, обнаженные женские фигуры («Летняя ночь»), композиции на темы «Чалевалы» (Сотворение солнца и звезд, луны и земли). Некоторые из живописных работ поражают контрастными сочетаниями ярких цветовых пятен желтого с красным и зеленым; другие выдержаны в нежных зеленовато-голубоватых тонах.

Среди произведений живописи, датированных в основном 30-ми годами, несколько кубистических полотен, абстрактные работы, которым свойственны контрастность и напряженность красок. Экспонируется также широко известный, исполненный в технике коллажа портрет Матти — сына художника в возрасте трех лет. На портрете воспроизведены стихи художника, которые свидетельствуют о незаурядном поэтическом даре Аалтонена.

В служебной комнате музея в застекленных витринах выставлены ордена, медали, грамоты, которыми Аалтонен был награжден на родине и за ее пределами. В одной из них — диплом Академии художеств СССР, выданный Аалтонену по случаю избрания его почетным членом, датированный 31 мая 1958 года. Среди иностранных наград обращает внимание диплом о присуждении Аалтонену в 1953 году Золотой медали Всемирного Совета Мира. Скрепленный подписями Жолио Кюри — тогдашнего президента Совета по международным премиям мира и Пьетро Ненни — председателя жюри, этот диплом был вручен скульптору за статую «Мир».

 

В. Аалтонен был не только замечательным художником. Он был истинным сторонником мира. Когда в конце 1953 года в связи с выставкой финского изобразительного искусства в Советский Союз прибыла делегация деятелей культуры из Финляндии, в ее составе приезжал и В. Аалтонен. На одной из московских встреч с советскими коллегами он высказал мысль о создании на границе Финляндии и СССР Монумента Мира. Это предложение нашло широкий отклик на родине мастера. В вечном материале мечтал В. Аалтонен воплотить идею дружбы между народами двух стран-соседей. Он мечтал высечь такие слова на этом монументе: «Пусть на нашей границе никогда больше не будет войны!»

Музей Вяйнё Аалтонена в Турку стал в наши дни подлинным центром по изучению и пропаганде наследия финского мастера. Здесь собираются и бережно хранятся все материалы, связанные с его творческой биографией. Каждый год за счет даров и новых приобретений пополняется коллекция произведений художника. Эту работу возглавляет директор музея Маргарета Ёкинен. Госпоже М. Ёкинен, а также научному сотруднику музея госпоже Т. Туомиалхо автор выражает искреннюю благодарность за оказанные помощь и содействие в написании этой работы.

 
                                                                                             Начало

 

По книге М.И. Безруковой "Вяйнё Аалтонен"