Советская скульптура послевоенного времени. Александр Кибальников

В годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы в советскую скульптуру прочно вошли многие новые мастера не только Москвы и Ленинграда, но и союзных республик, краёв и областей РСФСР. Среди них ведущее место занимает действительный член Академии художеств СССР А. П. Кибальников.

Александр Павлович Кибальников родился в 1912 году в деревне Орехово, Даниловского района, ныне входящего в Волгоградскую область.

Самые ранние воспоминания скульптора связаны с небольшой речкой Медведицей, протекавшей недалеко за деревней. Она была для него не только любимым местом купанья и игр. Здесь мальчик начал увлекаться лепкой, по-видимому, подражая оригинальным свистулькам своего дяди, на которые тот был большим мастером. Речная глина и мягкий камень, в изобилии встречавшийся по берегам, были первыми материалами, из которых будущий скульптор пробовал лепить и резать фигурки животных и людей.

Настоящим событием в жизни юного Кибальникова был приезд на каникулы двух его товарищей, учеников Саратовского художественного училища. Под впечатлением их рисунков и этюдов неосознанное влечение к рисованию и лепке стало определённым желанием — быть настоящим художником. С этого времени всё свое свободное время он отдаёт занятиям рисунком, этюдами, пытаясь самостоятельно научиться живописи.

Именно тогда, пытливо вглядываясь в окружающую природу и делая в своей тетради зарисовки ещё неопытной рукой, он по-настоящему почувствовал и навсегда полюбил родной край с его густыми лесами, обширными лугами и полями, полноводной красавицей Волгой. Ему хотелось возможно вернее, точнее зарисовать и крутой берег реки, заросший кустарником, и огромное, поваленное бурей дерево в лесу, и своих друзей за чтением увлекательной книги. Знаний по рисованию, полученных от школьного учителя, стало мало. Хотелось учиться дальше. Однако стремление к искусству не находило поддержки у родителей. В трудовой крестьянской семье на его рисунки смотрели как на забаву, мешающую заниматься настоящим делом. Увлечение рисованием росло, отношения с родителями из-за этого всё обострялись, и в 1927 году Кибальников уходит в Саратов.

Сразу попасть в училище не удалось. Пришлось работать, и лишь по вечерам да в редкие свободные дни можно было отдаться любимому занятию.

Но это время не пропало даром. Кибальникову приходилось сталкиваться с различными людьми, на личном опыте узнать труд разных профессий. Он стал одним из многих рабочих крупного индустриального города.

В 1929 году Кибальников был принят в Саратовское художественно-промышленное училище.

Учиться было трудно. В училище многие приходили после подготовки в различных студиях и школах, имея навыки в рисовании и композиции, умели писать маслом. Этого не хватало Кибальникову. Ему нужно было изучать всё с самого начала. Но в этом было и своё преимущество. С упорством овладевая техникой реалистического рисунка и живописи, он под руководством своих первых учителей — Егорова и Полякова — овладел прочными, твёрдыми знаниями.

Много ценного узнал Кибальников и у талантливого скульптора и педагога Ивановского. Своим учителям он обязан теми знаниями, которые стали прочным фундаментом для правильного и быстрого роста его мастерства.

Дальнейшие годы учения совпали с периодом влияния формалистического искусства. Различные объединения и группы всячески культивировали оторванное от жизни искусство, вульгаризаторство и схематизм. Проповедники упадочного буржуазного искусства стремились принизить и уничтожить реалистическое, подлинно народное искусство. Незадолго до исторического постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», нанесшего удар по апологетам формализма, в училище ещё были проявления беспредметного искусства, «искусства для искусства» и грубого натурализма. В то время часть преподавателей учила делать «картины» из обрывков газет, проволоки, папирос и т. д.

Подобное «искусство» было органически чуждо Кибальникову. Он всё больше времени проводил в Саратовском художественном музее.

Старейший периферийный музей, основанный в 1885 году внуком А. Н. Радищева — известным художником-пейзажистом А. П. Боголюбовым, — имел хорошо подобранную коллекцию картин крупнейших русских и западно-европейских художников-реалистов. Среди них были представлены такие мастера, как Левицкий, Боровиковский, Рокотов, Кипренский, Венецианов, Брюллов, Серов, Левитан, Ван-Дейк, Буше и т. д. Значение этого музея в культурной жизни Саратова и всего Поволжья очень велико. Вместе с Художественным училищем музей стал одним из крупнейших центров подготовки художников.

Многие известные мастера советского искусства начинали свой творческий путь в Саратове. Среди них можно назвать скульптора А. Т. Матвеева, художника Е. А. Кацмана, графиков Н. Н. Жукова, В. С. Климашина и многих других.

Кибальникова в музее привлекали картины русских мастеров конца XIX века, особенно картины Серова. «Образное раскрытие содержания, эмоциональность в передаче пейзажа, глубина человеческих чувств и переживаний, — вспоминает Кибальников, — были мне близки и понятны».

Незадолго до окончания учения Кибальников выставил в 1931 году на ежегодной ученической выставке скульптурный портрет В. И. Ленина. Это была его первая скульптурная работа, показанная на выставке. Скульптура была ещё слаба в профессиональном отношении, но реалистическая трактовка образа и стремление к большому философскому содержанию уже были заметны в ней. Эти черты стали основой дальнейшего творчества скульптора.

С 1932 года начался период напряжённой работы, овладение профессиональным мастерством. Кибальникову приходилось в эти годы бывать в разных городах, выполнять работу и художника и директора в театрах, создавать плакаты, но везде он продолжал занятия скульптурой.

В 1935 году Кибальников был призван на военную службу. Два года пребывания в армии не только не помешали, но, наоборот, значительно помогли формированию мастерства Кибальникова как скульптора. Именно во время службы в Советской Армии он создал не только скульптуры портретного характера, но и сложные многофигурные композиции. В частности, в клубе лётной школы им был выполнен бюст В. И. Ленина в натуральную величину и создан большой композиционный барельеф с изображением вождя революции. Помимо скульптурных работ Кибальников с успехом участвовал и в ряде армейских художественных конкурсов.

К тому же времени относятся меткие и остроумные сатирические рисунки для фельетонов саратовской газеты «Коммунист». В них Кибальников обличал самодурство отдельных чинуш, подхалимство, нерадивость кооператоров.

После окончания службы в армии, в 1938 году, Кибальников работал художником-декоратором в Курском драматическом театре. Здесь он сделал портреты многих артистов театра. Здесь же Кибальников начал работать над образом В. И. Ленина.

Мысль о создании монументального произведения, воссоздающего черты В. И. Ленина, появилась у скульптора ещё во время обучения в Саратовском училище, но тогда у него ещё не было достаточных знаний и опыта для осуществления своего замысла. Теперь в течение года были сделаны различные варианты, и, наконец, скульптор остановился на статуе в рост В. И. Ленина, произносящего речь. Фигура В. И. Ленина дана в энергичном повороте, она устремлена вперёд. Такая композиция удачно решала задачу связи со зрителем, который оказывался как бы одним из слушателей речи В. И. Ленина. С большой выразительностью была вылеплена голова В. И. Ленина. Скульптору хорошо удалось передать внимательный, зоркий взгляд слегка прищуренных глаз, очертания энергичного рта и высокого лба.

Это была одна из лучших скульптур на выставке курских художников 1939—1940 годов. Почти двухметровая фигура была отлита в нескольких экземплярах, но они, к сожалению, все были повреждены во время войны.

Тогда же была создана и небольшая статуэтка В. И. Ленина, вариант большой фигуры, которая распространялась в гипсовых отливах.

Пробовал свои силы Кибальников и в декоративной скульптуре. Одна из его работ в этом плане — «Мальчик с тюленем» — была установлена в курском городском парке.

В конце 1939 года Кибальников возвратился в Саратов и вскоре принял участие во Всесоюзном конкурсе на проект памятника Н. Г. Чернышевскому. Участие в этом конкурсе, в котором соревновались крупнейшие мастера советской скульптуры, было серьёзным испытанием для молодого мастера. Первую премию на конкурсе получил один из старейших советских скульпторов В. В. Лишев, по проекту которого в 1947 году в Ленинграде был сооружен памятник. Проект Кибальникова был отмечен второй премией, что было крупным успехом, свидетельствовавшим о творческом росте молодого скульптора.

Воодушевленный успехом, он с ещё большей энергией начал работать над воплощением своего замысла, но грозные события Великой Отечественной войны прервали начатую работу и поставили перед ним, как и перед всеми мастерами советского изобразительного искусства, новые задачи.

Война призвала каждого гражданина отдать свои силы, знания и талант на разгром ворвавшегося врага. Во всех городах нашей страны, как бы далеко ни находились они от линии фронта, шла неустанная работа по обеспечению бойцов оружием, снарядами, продовольствием и обмундированием. Героизм на фронте находил отклик в героическом труде на заводах, фабриках и колхозных полях. Перед мастерами искусств встала задача запечатлеть события этих лет, создать портреты прославленных героев, показать закалённого в труде и боях советского человека.

Не остались в стороне от общего патриотического подъёма и саратовские художники. По примеру Москвы и Ленинграда в Саратове группа художников начала выпускать «Саратовские Окна ТАСС». Одним из активных участников «Окон» был Кибальников. Из его «Окон» самым удачным было «Наши перешли Прут», изображающее советского бойца, перешагивающего через поверженного фашиста на другой берег реки.

Первой скульптурой Кибальникова на тему Великой Отечественной войны был «Рабочий с автоматом». Фигура молодого рабочего, берущего правой рукой автомат, а левой снимающего рабочий фартук, эскизна по своему выполнению и остаётся, по сути, лишь хорошим студийным этюдом.

В следующей, гораздо более серьёзной работе Кибальников ставил перед собой задачу показать советских партизан, отстаивающих свою землю, своё будущее от фашизма.

Композиция «Народный мститель» построена по принципу пирамиды, что придаёт ей монументальность, уравновешенность и создаёт впечатление уверенности и силы. Но в ней нет никакой застылости, наоборот, она полна динамики и экспрессии. Над поникшей фигурой умирающей женщины стоит партизан. Одной рукой он крепко прижимает к груди ребёнка, а другой — бросает гранату. Резкое, стремительное движение руки, энергичность поворота, выразительность черт — во всём этом ясно чувствуется отвага, решительность и собранность духовных и физических сил человека. Фигура женщины с закрытыми глазами, склонённой головой и бессильным жестом руки выразительно оттеняет сильно развернутую фигуру партизана. Такое же сопоставление дано и в их одеждах: ткани на женщине расположены текучими, спокойными складками, словно пытающимися удержать покидающую молодое тело жизнь; одежда же партизана прорезана беспокойными, резкими, глубокими линиями складок, подчёркивающими порыв и стремительность его действия. Весь образ партизана пронизан бурным движением и неукротимой ненавистью к убийцам. К сожалению, эта интересная работа осталась незаконченной.

Стремление выразить большую тему не только в камерном, сравнительно небольшом произведении, а и в монументальной, величественной форме, привело к созданию статуи советского воина, установленной на одной из площадей Саратова. Это было первое произведение Кибальникова, которое перешагнуло стены его мастерской и музея.

Огромная семиметровая фигура изображала бойца со знаменем в руке, поставившего ногу на обломки свастики. На знамени (его алое полотнище было сделано из окрашенных листов фанеры) были начертаны слова: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Обращаясь к сотням и тысячам мимо проходящих людей, эта скульптура призывала всех к помощи фронту, к ещё более напряженной работе в тылу.

Фигура не сохранилась. Отлитая из гипса, она не смогла долго выстоять и незадолго до окончания войны разрушилась.

Совершенно естественно, что, работая в композиционных произведениях над изображением героических событий, Кибальников много внимания уделил и созданию портретов их участников. В этих портретах, созданных непосредственно с натуры, чувствуется опаляющее дыхание близкого боя. Скульптору удалось донести до зрителя суровую героику ожесточённых сражений, показать скромность и мужество бойцов Советской Армии, их беззаветную храбрость и высокие моральные качества. Выделяются портрет Героя Советского Союза Марины Расковой и портрет краснофлотца Зитула, отмеченный грамотой Комитета по делам искусств РСФСР.

Несмотря на успех отдельных произведений, молодой скульптор не был удовлетворён результатами. Ему хотелось создать такие монументальные скульптуры, в которых получили бы своё отражение великие события нашей страны.

Этот замысел заставляет вспомнить известный проект И. Д. Шадра — «Памятник мировому страданию». Трагическая гибель санитарного транспортного судна и ужасы империалистической войны 1914 года натолкнули Шадра на мысль воплотить в целом комплексе монументальных композиций и фигур страдания народов воюющих стран. Для этой цели он предполагал сооружение специального здания среди обширного парка, украшенного аллегорическими статуями. После революции Шадр переделал свой проект в «Памятник человечеству», но и в нём всё же в значительной степени остался налёт мистики и условности.

Проект Кибальникова, близкий к Шадру по широте замысла, строился в совершенно ином плане. В нём полностью отсутствуют условные, аллегорические фигуры, надуманные композиции. Весь его предполагаемый комплекс строился на изображении конкретных исторических событий. Располагая по отдельным залам связанные общим замыслом композиции, рельефы и фигуры, он создаёт картину возникновения и развития Советского государства.

Начиная с залов с изображениями предреволюционной борьбы против царизма и Великой Октябрьской социалистической революции, перед глазами зрителей в определенной последовательности проходят героические дела советского народа в восстановлении разрушенной страны, подъёме сельского хозяйства, тяжёлой индустрии и т. д.

Кончалась эта серия событиями Великой Отечественной войны, разгромом фашистских армий и началом дальнейшего мирного строительства.

Суровые годы войны, во время которых с особенной отчетливостью стала видна роль народа в решении жизненно важных вопросов развития страны, помогли скульптору правильно подойти к решению своего замысла. Основным и главным героем его произведений стал народ, простые труженики. Каждое действующее лицо композиций представляло монументальный, обобщенный образ представителя рабочего класса или крестьянства, утверждающего своё право на свободный труд и мирную жизнь.

Отдельные эскизы этих композиций заставляют вспомнить известную группу Родена «Граждане города Кале». Интересно, что у Кибальникова, как и у Родена, расчет был на установку скульптур на земле, чтобы не отдалять событие от зрителя, а, наоборот, приблизить к нему, напомнить пережитые годы, изображая их, как события, происшедшие среди таких же людей, как он сам.

Наиболее законченными были многофигурные композиции «Мир и труд — всему миру», «Война, 1941-й год» и несколько вариантов на тему Великой Отечественной войны. К сожалению, эти работы, выполненные в глине, разрушились и в настоящее время от них сохранились лишь фрагменты.

К этому циклу примыкает и фигура «Непокоренный», законченная в 1946 году. Фигура естественна и эмоционально выразительна. Внешнее проявление чувств сдержанно, спокойно. В ней правдиво раскрыты внутренние переживания, психологическое состояние человека, без чего немыслимо настоящее произведение искусства. «Содержание... одно только в состоянии избавить искусство от упёка, будто бы оно — пустая забава»,— писал Н. Г. Чернышевский. Кибальников, всегда помня это указание великого русского критика и следуя примеру крупнейших мастеров западноевропейского и отечественного искусства, всегда исходит в своей работе от содержания, от конкретной идеи произведения и этому подчиняет внешнюю форму выражения.

И в этом случае, прежде чем приступить к работе, ему нужно было продумать смысловое содержание и найти ему верное пластическое выражение.

Медленно, в тяжёлом раздумье идёт мужчина, угоняемый с родной земли в рабство. Левая рука судорожно сжала висящую на шее верёвку с биркой. Спавшая с плеча, накинутая одежда тянется вслед по земле тяжёлым грузом, словно пытается удержать человека на земле, политой кровью и потом его и его предков. В фигуре замечательно передано мерное, медлительное движение. Ноги и волочащаяся одежда неподвижны, но уже чувствуется лёгкий наклон, человек точно приготовился сделать шаг вперед. Искусство скульптора сказалось здесь в умении заставить зрителя почувствовать все эти моменты в последовательном порядке, чтобы из их восприятия получилось впечатление движения. Мускулистая, могучая правая рука, опущенная вдоль туловища, широкая грудь, виднеющаяся из-под разорванной рубашки, — всё говорит об огромной скрытой силе, способной не только мужественно противостоять врагам, но и стереть с лица земли вторгшихся захватчиков и убийц. Показанная в ряде городов Поволжья, статуя «Непокоренный» всюду встречала хороший приём у зрителей. И это было естественно. Она принадлежит к числу тех произведений, о которых И. Н. Крамской писал, что народ всегда дорожит «теми художественными произведениями, где с возможной полнотой выражена драма человеческого сердца»... И вот эта выраженная средствами пластики драма человеческого сердца не могла оставить равнодушными глядящих на эту фигуру зрителей, перед которыми вставали картины пережитых трагедий недавних военных лет.

После разгрома фашистских армий под Сталинградом и начала восстановления разрушенного города Кибальников для сталинградского клуба железнодорожников сделал ряд бюстов великих русских писателей и большие фигуры в рост В. И. Ленина и И. В. Сталина.

После победоносного завершения Великой Оте­чественной войны наша страна вернулась к мирному строительству. Огромная работа по восстановлению разрушенных во время войны городов, рабочих посёлков и деревень создала чрезвычайно большие возможности для творческой работы не только архитекторов, но и скульпторов. При строительстве Дворцов культуры, стадионов, санаториев и ансамблей жилых домов всегда учитывалось участие скульпторов в отделке зданий и установка отдельных фигур. По-новому было понято решение важнейшей проблемы синтеза искусств и развития монументальной скульптуры. Не только в Москве и столицах союзных республик, но и во многих других городах страны сооружаются на площадях и в скверах монументы и многочисленные памятники замечательным людям нашего времени и великим деятелям прошлого.