Пейзажи Шишкина И. И. Русский лес в картинах знаменитого художника.
13 (25) января 1832 года, 180 лет назад родился будущий выдающийся русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист Иван Иванович Шишкин.
Шишкин родился в небольшом городе Елабуга, на берегу реки Камы. Густые хвойные леса окружающие этот город и суровая природа Приуралья покорили юного Шишкина.
Из всех видов живописи Шишкин предпочитал пейзаж. "...Природа всегда нова... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнью... Что может быть лучше природы..." - пишет он в своем дневнике.
Тесное общение с природой, внимательное ее изучение пробудило в юном исследователе природы стремление как можно достовернее ее запечатлеть. "Одно только безусловное подражание природе, - пишет он в ученическом альбоме, - может вполне удовлетворить требованиям ландшафного живописца, и главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, - вследствие сего картина с натуры должна быть без фантазии".
Уже спустя всего три месяца после поступления в петербургскую Академию художеств Шишкин обратил на себя внимание профессоров своими натуральными пейзажными рисунками. С беспокойством ожидал он первого экзамена в Академии и огромна была его радость от присуждения ему малой серебряной медали за предоставленную на конкурс картину "Вид в окрестностях Петербурга". По его словам он хотел выразить в картине "верность, сходство, портретность изображаемой природы и передать жизнь жарко дышащей натуры".
Шишкин И.И. "Вид в окрестностях Петербурга" 1856 г. Масло. Государственный Русский музей. |
Написанная в 1865 году картина "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" принесла художнику звание академика.
К этому времени о нем уже говорили как о талантливом и виртуозном рисовальщике. Его рисунки пером, исполненные мельчайшими штрихами, с филигранной отделкой деталей, удивляли и поражали зрителей как в России, так и за границей. Два таких рисунка были приобретены Дюссельдорфским музеем.
Шишкин И.И. "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" 1865 г. Масло. Государственный Русский музей. |
Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Посещавший знаменитые "четверги" Санкт-Петербургской Артели художников И. Е. Репин, рассказывал о нем впоследствии: "Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней".
Шишкин И.И. "Лесное болото" 1889 г. Тушь, перо. Киевский музей русского искусства. |
Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии". Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Глядя на картину создается впечатление глубокого покоя, который не нарушают ни медведи у дерева с ульем, ни летящая высоко в небе птица. Обратите внимание как прекрасно написаны стволы старых сосен: каждая имеет "свой характер" и "свое лицо", но в целом - впечатление единого мира природы, полного неиссякаемых жизненных сил. Неторопливый подробный рассказ, обилие деталей наряду с выявлением типического, характерного, цельность запечатленного образа, простота и доступность художественного языка - таковы отличительные черты этой картины, как и последующих работ художника, неизменно привлекавших внимание зрителей на выставках Товарищества передвижников.
Шишкин И.И. "Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии" 1872 г. Масло. Государственная Третьяковская галерея. |
В лучших картинах Шишкина И. И., созданных к конце 70-х и в 80-е годы ощущается монументально-эпическое начало. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Жизнеутверждающие произведения Шишкина созвучны с мироощущением народа, связывающего представление о счастье, довольстве человеческой жизни с могуществом и богатством природы. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: "...Раздолье, простор, угодье. Рожь... Благодать. Русское богатство". Достойным завершением цельного и самобытного творчества Шишкина явилась картина 1898 года "Корабельная роща".
Шишкин И.И. "Корабельная роща" 1898 г. Масло. Государственный Русский музей. |
В картине Шишкина "Полесье" современники указывали на то, что художник не сумел добиться в колорите того совершенства, которым отличались рисунки художника. Н. И. Мурашко отмечал, что хотел бы увидеть в картине "Полесье" больше света "с его игрой золотистой, с его тысячью то красноватых, то воздушно-синеватых переходов".
Шишкин И.И. "Полесье" 1883 г. Масло. |
Однако мимо внимания современников не прошел тот факт, что цвет стал играть значительно большую роль в его произведениях 80-х годов. В этом плане важна высочайшая оценка живописных качеств знаменитого этюда Шишкина "Сосны, освещенные солнцем".
Шишкин И.И. "Сосны, освещенные солнцем" 1886 г. Масло. Государственная Третьяковская галерея. |
Работая в должности профессора Шишкин требовал от учеников кропотливой предварительной работы на натуре. Зимой, когда приходилось работать в помещении, заставлял начинающих художников делать перерисовки с фотографий. Шишкин находил, что такая работа способствует постижению форм природы, помогает совершенствованию рисунка. Он считал, что только длительное напряженное изучение натуры может со временем открыть путь пейзажисту для самостоятельного творчества. Кроме того Шишкин отмечал, что бездарный будет ее рабски копировать в то время как "человек с чутьем возьмет то, что ему нужно". Однако он не учитывал, что копирование с фотографий отдельных деталей, взятых вне их естественной среды не приближает, а отдаляет от глубокого познания ее, которого он добивался от своих учеников.
|
Шишкин И.И. "Полдень. Окрестности Москвы. Братцево." 1866 г. Масло. Архангелькая обл. картинная галерея. |
К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя...", которое можно считать классическим по полноте художественного образа, завершенности, монументальности звучания. Современники всторгались достоинствами картины, замечая существенную особенность этого произведения: в нем раскрыты те черты жизни природы, которые дороги и близки любому русскому человеку, отвечают его эстетическому идеалу и запечатлены в народной песне.
Шишкин И.И. "Среди долины ровныя..." 1883 г. Масло. Государственная Третьяковская галерея. |
Неожиданно подкралась к художнику смерть. Он скончался у мольберта 8 (20) марта 1898 года, работая над картиной "Лесное царство".
Крупный живописец, блестящия рисовальщик и офортист, он оставил огромное художественное наследие.
По книге "Иван Иванович Шишкин", составитель И. Н. Шувалова
Картины Шишкина И.И.
Берег моря |
Берег моря. Мери-Хови |
Берег пруда | Берег реки | Березовый лес |
Большая Невка |
Бревна. Деревня Константиновка близ Красного села |
Бугры | Буковый лес в Швейцарии | Буковый лес в Швейцарии |
Бурелом | Бурелом | Бурелом | Бурелом | Бурелом |
Бычок | В еловом лесу | В Крыму | В лесных зарослях | В лесу |
В лесу графини Мордвиновой |
В лиственном лесу | В окрестностях Дюссельдорфа | В парке | В роще |
В роще | В Сестрорецке | В Сиверской |
Валаам. Лес на камнях |
Валежник |
Верхушки сосен | Вершины сосен | Ветки | Вечер | Вид в окрестностях Дюссельдорфа |
Вид в окрестностях Петербурга | Вид Елабуги | Вид на взморье | Вид на острове Валаам | Выкорчеванные пни под снегом |
Валуны в лесу | Вырубленный лес | Гнилое дерево, покрытое мхом | Горная дорожка. Крым. | Грибники |