На лайнере Costa Concordia остается уникальная коллекция японских гравюр 18-19 веков.
По сообщению токийской печати на борту полузатонувшего круизного лайнера "Коста Конкордия" по-прежнему находится около 6 тыс произведений искусства и других ценностей, включая уникальную коллекцию японских гравюр 18-19 веков. В их числе - 16 произведений прославленных мастеров Хокусая, Утамаро и Сяраку.
Историческая справка:
Кацусика Хокусай (Hokusai Katsushika).
Родился и умер в Эдо (ныне Токио) 21 октября 1760 г. - 10 мая 1849 г.
Кацусика Хокусай, японский художник укиё-э, гравер, иллюстратор. Является одним из самых известных на Западе японских граверов, который творил под множеством псевдонимов.
Наследие Кацусика Хокусай - более 30 тыс. гравюр, живописных произведений, рисунков, около 500 иллюстрированных книг.
Художник сменил более 50 имён. Имя, под которым он теперь известен нам, Кацусика Хокусай, появилось лишь в 1807 году. Этим именем была подписана серия гравюр «36 видов Фудзи».
Водяная мельница в Ондене 1823 — 1831 гг. |
Кацусика Хокусай. Мост Кинтаи в Сухо |
Волна в Канагаве Гравюра 1823 - 1831 гг. |
На всех гравюрах Кацусика Хокусай принцип неба, земли и человека составляет основу композиции. Гора Фудзи – священная и любимая гора японцев - присутствует на всех 36 гравюрах серии «36 видов Фудзи». Гора воплощает собой некий эталон жизни, неизменную константу. Ее присутствие на гравюрах то явное, то неявно, то её с трудом можно разглядеть сквозь недоделанную бочку, то она предстает как отражение. На среднем плане течёт обычная, заполненная ежедневными заботами и мелкими хлопотами жизнь, в которой множество людей совершают небольшие поступки, но в своей совокупности эти поступки постепенно и неуклонно изменяют мир. А гора Фудзи воплощает в себе некую незримую силу, которая помогает в каждом из этих поступков, но неявное и непоказно. Композиция гравюр такова, что диагонали человеческих устремлений противоборствуют с диагоналями стихии, природных сил. А вертикальный и симметричный конус Фудзи уравновешивает всю композицию. Лишь на двух гравюрах людей нет, и Фудзи предстаёт во всём своём величии, красоте и безмолвии. Здесь Кацусика Хокусай добивается такой лаконичности и благородства линий и красок, что гора становится почти символом, сакральным знаком.
Кацусика Хокусай. Санги Хитоши |
Кацусика Хокусай. Цветущая вишня в Йошимото |
Южный ветер. Ясный день (Красная Фудзи). Из серии «Тридцать шесть видов Фудзи» 1823 - 1831 гг. |
В творчестве японского живописца содержится тайнопись законов космоса. Постичь её может лишь душа, также ищущая истину и гармонию. В картинах Кацусика Хокусай улавливается глубинное содержание образа в сложном переплетении вариаций подтекста, в наслоении оттенков смысла. Встречное движение мысли и чувства дают единственное, неповторимое впечатление момента, своего рода эстетическое прозрение.
Утамаро Китагава (Utamaro Kitagawa)
Родился в 1753 году, дата смерти: 1806 год.
Утамаро Китагава выдающийся японский художник, во многом определивший черты японской классической гравюры периода ее расцвета в конце ХVIII в. Его настоящее имя — Нобуёси. С 1781 г. художник стал использовать псевдоним Утамаро.
Утамаро обращался к сюжетам из жизни ремесленников, создавал пейзажи, изображал фауну и флору (альбомы гравюр "Книга о насекомых", 1788 г., и др.). Однако известность ему принесли произведения, посвященные гейшам квартала Иосивара (альбом гравюр "Ежегодник зелёных домов Йосивара", 1804 г.). Виртуозно обыгрывал декоративный эффект белой поверхности бумаги. Часто использовал бесконтурную технику письма, киноварь и слюдяную краску в печати. В ряде случаев использовал в женских портретах погрудные композиции (впервые в японской ксилографии). Утамаро достигал особой тонкости в передаче душевных состояний.
Тосюсай Сяраку (Toshusai Sharaku)
Наряду с несколькими портретами борцов сумо, его работы состоят главным образом из портретов актеров театра кабуки, поясных и полных изображений людей. Все они были напечатаны Цутая Дзюдзабуро — наиболее процветающим издателем тех дней.
Характерны для Сяраку окуби-э с карикатурными головами на темном фоне. Гримасы на лицах, часто доведенные до гротеска, скупые жесты выявляют не только характер исполняемой роли, но и индивидуальные черты самого актера.
Очень мало известно о его подлинной биографии, как и нет точных дат его рождения и смерти.
Тосюсай Сяраку (Toshusai Sharaku) ворвался в мир укиё-э неожиданно. В мае 1794 года никому не известный художник представил на суд публики серию из 28 гравюр, изображающих актеров театра Кабуки. Позже появилось еще 140 работ, а в январе следующего года он исчез также внезапно, как и появился. С тех пор написано бесчисленное множество книг, пытающихся пролить свет на эту загадочную историю.
Карьера Сяраку могла быть столь короткой, поскольку необычный стиль его работ вызвал волну враждебности в мире искусства. Считается, что Сяраку удалось добиться максимального сходства портретов актеров театра Кабуки. Но поскольку он изобразил их слишком правдиво, карикатурно передав их основные черты внешности и характера, его стиль не соответствовал общепринятым стандартам, и по этой причине картины плохо распродавались. Кроме того, утверждается, что бескомпромисность мастера, его нежелание прислушиваться к мнению критики, сделала его изгоем в мире искусства периода Эдо (ныне Токио), и карьера художника быстро закончилась.
Работы Сяраку не были популярны в Японии до тех пор, пока книга немецкого критика Джулиуса Курта не увидела свет в 1910 году. Теперь он считается одним из величайших художников стиля укиё-э, первым «современным» художником Японии, а необычный стиль его гравюр собирает громадные суммы на аукционах.
Работы Сяраку котируются сегодня в мире искусства выше, чем работы таких мастеров, как Утамаро Китагава или Хокусай Кацусика.