Художник Владислав Рожнев

В работах московского художника Владислава Рожнева ощущается стремление современного живописца к многосложной образности, к активному наблюдению жизни. Его картины, как правило, небольшие по размерам, живут на выставках своей особой жизнью. Мир художника светел и покоен, но никогда не статичен. Он готов нас всегда удивить поэтичностью, не боящейся обнажать смешное. Его образы покоряюще трепетны. Не будет преувеличением сказать, что в способности соединять, казалось бы, несоединимое раскрывается художническое видение Рожнева, его творческая индивидуальность. Но выделенные нами как особые, черты его работ, состоящие в неоднозначности увиденной им жизни, как раз и сближают творчество мастера с живописными поисками художников поколения Рожнева небезразличных к лирическим интонациям. Столь чувствительны они и к моментам диссонирующим: в его произведениях привлекает поэзия бытия, однако нередко острый глаз художника фиксирует быт, больно ранящий своею бездуховностью.

Рожнев родился в 1941 году в г. Кирове, в рабочей семье. Учился в Костромском художественном училище. Здесь ему были привиты любовь к творчеству, уважение к профессии художника. Затем — учеба в Москве, в Государственном художественном институте им. В. И. Сурикова. Рожнев занимается в мастерской Д. К. Мочальского. Студенческие годы оказали большое формирующее влияние на личность художника. Жадно впитывается все, что дает профессиональная среда, особенно ценится мнение товарищей-единомышленников. Стремление к совершенствованию, к углублению знаний, которое не покидало Рожнева еще с училища, подкрепляется сознанием необходимости самостоятельной работы, нахождением своего пути. Рожнев пришел в искусство в пору значительного расширения спектра жанровых, стилевых и сюжетных решений. Среди молодых художников в конце 60-х годов пробуждается интерес к камерной, лирической тематике. Пластический язык становится разнообразнее, на выставках появляются работы, созданные под влиянием то лубка и живописи «малых голландцев», то классицизма и по-новому прочитанного Сезанна. Это некоторые из существенных примет пестрой картины художественных поисков конца 60-х — начала 70-х годов.

 "Москва праздничная"
Масло
 "Портрет Ани Абелевой"
Карандаш
 "Праздник в поселке"
Масло

Поначалу молодой живописец несколько робко находит свой путь, пробуя работать в разных «стилях». Так, в одном случае он ищет лирико-интимное звучание мотива в интерпретации лубочной формы («Пятницкая улица», 1968), влечет его и живописная разработка формы в духе Сезанна («Ферапонтов», 1970). Естественным в это время кажется появление у Рожнева «своих» сюжетов. Ценный пласт художественных впечатлений таил для молодого художника быт, с которым были связаны воспоминания детства и юности. Прикасаясь к «провинциальным» сюжетам, художник не мог не испытывать сложной гаммы чувств. Его трогает человеческая искренность, он чуток к поэзии непритязательного, и одновременно в его живописных зарисовках («Праздник в поселке», 1969) появляются элементы иронической оценки, ощущение реального, увиденного без романтических прикрас. Развитие художнической концепции идет сложно. Можно сказать, что Рожнев работает одновременно как бы в двух стилистических планах. Впрочем, в этом он не составляет исключения: стилистическая одежда не очень стесняет молодых живописцев 70-х годов, умеющих приспособить ее к своим конкретным задачам. Tак или иначе, но художник задается целью овладеть секретами разных пластических систем.

"Ферапонтов"
Масло
"Портрет Николая Дмитриевича"
Масло
"Красная площадь"
Масло

Создание целостной живописной структуры наиболее последовательно разрешается в холсте «Город Мышкин» (1973). Декоративности композиционного построения Рожнев достигает с помощью равновесия цветовых масс, четкости объемов. Однако за тщательной продуманностью живописного приема чувствуется холодок формальных поисков. При всей своей колористической тонкости картина явно проигрывает перед другими произведениями, написанными Рожневым в этом же году. Цветовая лапидарность «Плеса», богато нюансированная светоносность «Города Мышкина у пристани» передают убедительность конкретного состояния. «Прием» здесь как бы становится ненужным, а «случайность» избранного мотива передает особую непосредственность и свежесть взгляда на мир.

"Натюрморт"
Масло
"Женский портрет"
Масло
"Плёс"
Масло

Отметим, что во всех трех решениях художник упорно ищет «малой» картинной формы. В двух последних сюжетах Рожнев разрабатывает композицию замкнутого пространства, окрашенного определенным лирическим переживанием. Значение подобного пейзажного мотива примечательно для живописной программы художников 70-х годов. Перестройка языка станковой картины, наблюдаемая в это время у многих молодых, имеет далеко не формальный смысл. Для художника становится важным увидеть свой предмет с очень близкой дистанции. В известном отношении здесь есть поворот к непосредственности этюдного решения, хотя небольшие композиции Рожнева принципиально являются картинами. Не случайно Рожневу близки мотивы, в которых всегда содержится зерно эмоционально-философского размышления о жизни. Своеобразный уклад небольшого провинциального городка, жизнь современного рабочего поселка воспринимаются им после нескольких лет пребывания в Москве значительно острее, чем просто воспоминания детства. Поиски наиболее свежего пластического решения в первых работах обретают сложную психологическую окраску в процессе углубления творческой задачи. Происходит своеобразное обогащение бытового жанра за счет активного взаимодействия с пейзажем или с интерьером.

"Город Мышкин. У переправы"
Масло
"Город Мышкин"
Масло
"Старые корабли"
Масло

У Рожнева появляется целый ряд произведений, таящих в себе своеобразную ностальгию. Характерно, к примеру, «Дмитровское» (1976): в малой церковке сохранилось величие русской архитектуры. Акцентируя объем старой колокольни, ворота-арку, представлявшие въезд в некогда огороженное подворье, Рожнев особенно выразителен в предметной осязаемости живописи. Конкретная форма обобщает непосредственное переживание, драматизирует образ. Отнюдь не камерным оказывается круг вопросов, к которым обращается мысль художника. Здесь есть раздумье и о красоте старины, и о любви к ее памятникам. Здесь ощущается протест современного человека против забвения своей собственной истории. Интересно решено и другое полотно Рожнева, овеянное романтическими образами русской старины. В картине «Вечер» (1974) контраст затемненных кусков (с очень тонкой градацией темно-зеленых, синих, коричневых и вишневых тонов) и рельефно высветленных объемов архитектуры рождает внутреннее столкновение лирического настроения и ощущения эпической мощи, которым проникнут пейзаж провинциального русского городка. Попутно заметим, что Рожневу очень близки подобные сюжеты. Он охотно возвращается к ним по нескольку раз, как будто его не оставляют увиденные «картины», он ищет новые и новые варианты своим видениям. Так появилось несколько композиций с архитектурой Мышкина, масштабную пластическую форму ищет художник и для «Вечера». Есть в его подходе к живописной задаче убедительная логика постижения вещей. Началом, отправной точкой является неповторимая единичность поразившего воображение предмета. Не потому ли тянется Рожнев к «малой» форме картины? Но в реализации этой «единичности» художник обретает внутреннюю сложность и глубину. В поэтической интерпретации частного жизненного проявления он касается существенных моментов человеческого бытия.

"Рыбокомбинат"
Масло
"Автопортрет"
Масло
"Вечер"
Темпера

Подобной тенденцией отмечены и интерьерные композиции Рожнева. Внимательно воспроизводит художник бытовую сторону жизни, не идеализируя традиций, не приукрашивая поведения своих героев. Ему веришь, потому что так можно увидеть, но не придумать. Оставляя предвзятость «общих представлений», Рожнев дорожит правдой живого наблюдения. В «Портрете Николая Дмитриевича» (1970) мы имеем пример тому, как за непритязательностью в показе человека скрывается определенная его оценка престижных стремлений к «хорошему вкусу» и духовно утонченным интересам. Именно в этом «интерьере» художническая позиция ощущается не менее определенно, чем в деревенских жанрах. В картине царит мир стабильности и эстетического праздника, и это так характерно для Рожнева! Но человеческая респектабельность не возводится художником на пьедестал. В картине почти незримо присутствует второй, достаточно тонкий взгляд на вещи. Оценочный момент в этом произведении, как и в других картинах Рожнева, деликатен и ненавязчив Он вытекает из стилистики образа, сочетающего «ампирную» симметрию и механическую игрушечность деталей интерьера, некую нарочитую их упорядоченность.

"В Бухаре"
Масло
"Зима в Самарканде"
Масло
"Чайханщик"
Масло

С интерьерными разработками Рожнева связан и «Автопортрет» (1974), представляющий едва ли не самую ироничную в творчестве современных художников интерпретацию темы «человек в своем окружении». Изображен интерьер мастерской, в которой так уютно устроился сам автор, на полотне — щеголь и красавчик. Правомочен вопрос, что стоит за прихотью изображать себя в столь нелестном виде? Каковы этические корни тенденции, затронувшей не одного Рожнева? Ответ далеко не прост. Нельзя не обратить внимание на серьезность живописной задачи, на благородную гамму серовато-фисташковых и оливковых тонов, на артистическую изысканность. И вместе с тем ироничность пропитывает самый дух полотна. Она читается прежде всего как отношение к «хорошим традициям», которыми так дорожит хозяин мастерской: через окно виден силуэт великолепного памятника архитектуры в стиле московского барокко, а в углу мастерской среди пустых стен находится рокайльное зеркало старинной работы. Под стать этой нарочито «стильной» обстановке и сам художник за мольбертом с франтоватыми усиками, в узконосых штиблетах. Изображение не нуждается в комментариях. Важно лишь подчеркнуть, что таланту Рожнева не свойственна какая-либо жесткость оценок. Его живопись способна передать очень сложный конгломерат наблюдений, образуя порой любопытный сплав интонаций.

"Портрет Саши Ишина"
Масло
"Интерьер"
Масло
"Концерт на БАМе"
Масло

Эти качества живописи проявились и в среднеазиатском цикле работ, созданных под впечатлением поездок в 1974—1975 годах. Здесь Рожневу открылся целый мир, овеянный глубочайшими традициями быта, культуры, духовной тонкости и живописного богатства. «Зима в Самарканде», «В Бухаре», «Под деревом» — эти небольшие холсты, равные по свежести впечатлений работам с натуры, полны особого, неторопливо мудрого приятия жизни, находящей в себе самой философский смысл и красоту. Существенна в них и другая сторона, имеющая отношение к собственно профессиональному развитию творчества Рожнева, к овладению им культурным «пластом» живописи. Задача эта роднит усилия Рожнева с поисками художников 70-х годов, ставящих во главу угла своей работы проблемы мастерства.

"Дмитровское"
Масло
"Женский портрет на фоне пейзажа"
Масло
"Под деревом"
Масло

Для Рожнева, как и для многих живописцев его поколения, вопросы художественного качества приобрели важное значение в формировании творческого мышления. Суть состоит в том, чтобы переработать жизненный материал под углом зрения определенного эстетического идеала. В конечном счете это новый духовно-нравственный аспект в отношении к окружающему миру. В картине «Женский портрет на фоне пейзажа» (1973) перекрещивается своеобразный пучок традиций — живописных, национально-бытовых, литературно-поэтических и, если угодно, исторических. И ни одна из них не исчерпывает собой значение полотна, решенного все с той же, свойственной Рожневу, лирической иронией. Современная городская женщина на фоне (именно на фоне) идиллического пейзажа из серии «Русский Север». Ее образ заставляет вспомнить далеких предшественниц, ее поэтических сестер из арсенала русской художественной культуры. И вновь уловимы грустные нотки ностальгии, пронзительно-острого желания художника увидеть своего современника в красоте естественного и органичного. Так стилистическая установка этого произведения перерастает формальную задачу, обнаружив глубины мировоззренческого плана.

Касаясь такого сложного вопроса, как проблема художественных традиций, следует иметь в виду, что перед Рожневым и его коллегами возникают определенные трудности. Ведь для того чтобы сохранить в «переработанном» виде краски и аромат подлинной жизни, художнику нужна сильная и неповрежденная корневая система, питающая его искусство от реальной почвы, от земли. У Рожнева это проявляется в том, что он не отсекает от своих профессиональных интересов внимание к социальному бытию. На этом пути его искусство обретает истинную цену.

По книге: Г. В. Плетнева "Владислав Рожнев"