Арт-гид Московской биеннале современного искусства

Четвертая Московская биеннале современного искусства, станет рекордной не только по количеству проектов в параллельной и спецпрограмме, но и по необычным местам для их реализации. Основной проект будет разделен на две противоположные по духу площадки - ЦУМ и еще до конца не реконструированный Artplay на заводе. Кроме того, зрители смогут открыть для себя просторы парка в Южном Бутове, Белые палаты на Пречистенке, бывший коллектор для хранения воды, квартиру атташе по культуре австрийского посольства, комплекс элитного жилья на Яузе и многие другие места.

Представляем арт-гид - самые интересные новые экспозиции, открывшиеся на этой неделе.

 Timo Tiits. Media bubble

 

 

 

"Переписывая миры"

Куратор основного проекта Петер Вайбель говорит, что перемены в расстановке сил на карте мира чрезвычайно важны. Во времени проект Вайбеля растянут почти на все прошлое столетие, так как на выставке куратор затеял визуализацию процесса переписывания миров. Несмотря на то, что он считается пропагандистом медиа-искусства, проект пообещали сделать доступным для понимания и отчасти развлекательным. В программе заявлены произведения 88 художников из 33 стран, в том числе обладателя "Золотого льва" нынешней Венецианской арт-биеннале, не так давно скончавшегося немецкого режиссера-авангардиста Кристофа Шлингензифа, его соотечественников Нео Рауха и Герхарда Рихтера, китайского художника-диссидента Ай Вэйвэя, французской группы Клер Фонтэн и индийской художницы Шилпы Гупты. По техническим причинам главную выставку биеннале развели по двум разновеликим площадкам - ЦУМ и центр дизайна Artplay.

Документация перформанса "Место действия" группы "Коллективные действия". 1979 год

"Заложники пустоты"

Проекты Третьяковской галереи в области актуального искусства то ругают, то не очень. Несмотря на критику, главный музей национального искусства остается верен себе, на этот раз представляя проект "Заложники пустоты". Кураторы экспозиции намерены показать итог своей работы по выявлению и систематизации пустых пространств в русском искусстве, начиная с постсупрематического периода 1920-х годов и до нынешнего времени. При этом на выставке исторические произведения демонстрируются с работами современных авторов.


Маркус Ханакам и Росвита Шуллер. Candy House / Проект "Хорошие перспективы"

"Хорошие перспективы"

Петер Вайбель решил отметиться не только гигантским основным проектом, но и более скромным по количеству участников и площади выставки. Его "Хорошие перспективы" с 24 художниками из России и Австрии объединят на квартирной выставке атташе по культуре австрийского посольства Симона Мраца в Доме на набережной. Выставка, кстати, как отмечают организаторы, отразит не только тему биеннале, но и непростую историю легендарного дома.


Александр Бродский. Cisterna

Cisterna

Еще одним необычайным, а главное, новым местом станет бывший коллектор для хранения воды, ныне преобразованный в Collector Gallery. Находится пространство в районе не для слабонервных - около Волгоградского проспекта, но, судя по фотографиям, станет точкой паломничества любителей индустриальной архитектуры. Успех площадки обеспечен - лауреат прошлогодней "Премии Кандинского", архитектор Александр Бродский делает там световую инсталляцию, обыгрывая необычное подземное пространство.


Марина Звягинцева при содействии "Южнобутовского философского общества". Выход

"Спальный район"

Проект продолжает свое шествие по Москве, включая в себя еще больше спальных районов с расширением столичных границ, и перспективы его развития выглядят теперь поистине безграничными. За предыдущим освоением школьного пространства, где прошла первая часть выставки "Спальный район", объектами современного искусства теперь следует ландшафтный парк "Южное Бутово". Экспозиция разместится в 16 строительных вагончиках в ландшафтном парке, а отдельные инсталляции, надо думать, вандалоустойчивые, - прямо на лужайках.


Видеоинсталляция "Allegoria Sacra" арт-группы AES+F

Проекты в Мультимедиа арт музее

Через год после своего открытия в обновленном пространстве по прежнему адресу, на Остоженке, Мультимедиа арт музей с подачи своего директора Ольги Свибловой активно включился в биеннальское движение. Она выступает куратором двух проектов из пяти представленных - Allegoria Sacra группы АЕС+Ф и "Незначительных изменений" Германа Титова. "Композиция 9.11" Олега Кулика осмысляет десятилетие теракта в Нью-Йорке, "Группа Zero и авангард Италии 1960-х" продолжает ликбез посетителей по части современного итальянского искусства вслед за уже показанной "Арте Повера", а "Необратимость" Альберто Гарсиа-Аликса раскроет ночную жизнь испанской столицы и ее антисоциальных персонажей.


Евгений Юфит. Прозрачная роща, 1992. Серия фотографий

"Некрореализм"

Ретроспектива некрореалистов - движения протеста против идеологии через осмысление смерти, появившееся в 80-х годах в Ленинграде, - уже неделю как идет в Московском музее современного искусства. Но числится в программе биеннале - и не зря. Это одна из редких ретроспектив движения, сыгравшего не последнюю роль в современной культуре, но скромно пожинающего лавры в тени. Теперь картины, инсталляции и короткометражки в стиле черного юмора без расчлененки можно по достоинству оценить на масштабной выставке.


Максим Холодилин. Из серии "Молиться свои рекам". Проект "Искусство против географии"

"Искусство против географии"

Было бы странно, если бы такое большое событие, как биеннале прошло бы без Марата Гельмана. В столицу на "Винзавод" он привез региональный проект "Культурного альянса", адаптированный под биеннале. Под его эгидой в одной только Перми одновременно было показано 33 арт-проекта на семи площадках. Участники альянса доказывают, что современное искусство есть не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в России в целом.


Проект "Секс, петрушка и рок-н-ролл"

"Медиаудар"

Международные гуру арт-активизма - Gran Fury, Silence=Death Collective, The Yes Men, Organ kritischer Kunst и Kavecsprojects везут в Москву перформансы и воркшопы для обмена идеями с российской молодежью, не чуждой активного участия в социально-политической жизни страны. То, что нельзя будет показать в реальном времени, представят на выставке в виде задокументированных акций. В частности, в Москву из далекого Новосибирска Артем Лоскутов с товарищами по цеху везут семена петрушки в рамках акции по ее легализации, а отколовшиеся в свое время от арт-группы "Война" художники вновь пытаются доказать свою сопричастность к радикально настроенным творческим элементам.


"Нужное искусство" в Парке культуры им. Горького

"Нужное искусство"

В ожидании окончательного переезда в новое место силы - Парк культуры им. Горького - "Гараж" предваряет событие "Нужным искусством". Для его создания куратор Юлия Аксенова пригласила 11 художников, в том числе Алексея Кострому, Жанну Кадырову, Ирину Корину и группу "МишМаш". Лейтмотивом для создания public art объектов стала фраза Владимира Татлина "...не старое, не новое, но необходимое." Место дислокации точно не определено, так, встретить искусство в парке можно в самых неожиданных местах.


Проект "Видеот" в рамках Arthouse Squat Forum

"Артхаус сквот форум"

Освоение еще одного пространства, которое позже превратится в жилье и офисы, под нужды современного искусства, - идея не новая, основной проект одной из предыдущих биеннале уже как-то размещался в строящейся башне делового центра Москва-Сити. На этот раз в "Артхаусе" показывают порядка двух десятков разнообразных выставок, в том числе "Бега" под кураторским началом Гоши Острецова, "Вкл.Выкл" Давида Тер-Оганьяна и "Пусто больше не будет" в память о семилетней истории фестиваля видеоарта "Пусто".


Работа Якова Каждана. Проект "Аудитория Москва. Эскиз публичного пространства"

"Аудитория Москва"

Чтобы окончательно убедиться в разношерстности и всеобъемности биеннале, в рамках проекта "Аудитория Москва" показывают не только выставку в закрытых более 20-ти лет Белых палатах на Пречистенке, но и каждый день развлекают мастер-классами и встречами с художниками, кураторами и критиками. Среди тем - как создать публичное пространство в таком непубличном городе, как Москва, избежать всех ловушек, расставленных такими крупными проектами, как московская биеннале, и, наконец, научиться делать уличное искусство.


Леонар Фуджита (Фудзита). "Богиня снега". 1924

"Парижская школа"

Атмосфера богемного Парижа царит в ГМИИ им. Пушкина благодаря полотнам Амадео Модильяни, Хаима Сутина, Пабло Пикассо, Марка Шагала и других гениев первой половины ХХ века – коренных жителей мировой столицы и ее многочисленных гостей-иностранцев, оседавших на Монпарнасе и местных кафешках. Увидеть их можно в фотографической части экспозиции "Парижская школа", состоящей из винтажных снимков собрания Помпиду, но самое восхитительное, разумеется – это полотна. Например, масштабный портрет Жана Кокто на фоне Эйфелевой башни, выполненный в серебристых тонах американкой Ромэн Брукс, или "Крыши Парижа в сумерках" Пинхуса Кременя. Здесь же – целый зал работ Хаима Сутина, нежные, похожие на акварели картины выходца из Японии Леонара Фуджиты.

В ГМИИ им. Пушкина до 20 ноября


Makiko Kudo. sky-flying fish

"Зимний сад: исследование микропоп-воображения в современном японском искусстве"

На выставке представлены работы 14 молодых художников, появившихся на арт-сцене во второй половине 90-х – начала 2000-х. Все они, по мысли куратора Мидори Мацуи, являются носителями уникального художественного мировоззрения, противостоящего безликости массовой культуры и повседневной скуке, и, таким образом, дают представление о новых художественных "методах борьбы" с этим злом через придание неизвестных смыслов банальным вещам.

В ГЦСИ с 24 сентября до 23 октября


Вадим Воинов. Выставка "Фабула предмета"

Вадим Воинов

Петербуржский художник Вадим Воинов начинал свой творческий путь в 70-80-е годы прошлого века, и тогда же, на стыке двух десятилетий, придумал термин "функциоколлаж", которым определяет свои произведения. Некогда работая в музее истории Ленинграда, Воинов по долгу службы обходил дома под снос и находил в них старые, часто утерявшие свой первоначальный смысл предметы, из которых, чтобы вернуть вещам утраченную выразительность и ценность, создавал свои в некотором роде "рэди-мэйды".

В ММСИ на Тверском бульваре с 24 сентября до 30 октября


Андрей Кузькин. Пустые мозги / проект "Внедрение"
"Внедрение"

На групповой выставке "Внедрение" в рамках биеннале нам обещают продемонстрировать плоды взаимодействия художников и ученых Курчатовского института. В совместной работе, строившейся как эксперимент, принимали участие психофизиологии, нейробиологи, математики, а также Юрий Альберт, Натялья Зинцова, Ростан Тавасиев, Сергей Шутов и другие.

В LABORATORIA Art&Science Space с 24 сентября до 30 октября


Синие Носы. Фото из серии "Кухонный супрематизм"

Биеннале бутербродного искусства

Галерея "Roza Azora" отвоевала место для собственной биеннале бутербродного искусства, на которой феномен бутерброда исследует одноименное сообщество художников в лице сестер Арендт, Андрея Бартенева, Андрея Бильжо, Александра (Бутер)Бродского, "Синих носов" и других культурных деятелей.

В галерее "Roza Azora" до 6 октября


15-я Международная художественная ярмарка "Арт Москва"

"Арт Москва"

С 21 по 25 сентября проходит традиционная ярмарка "Арт Москва", участие в которой принимают 40 галерей из 14 стран мира. В этом году ярмарка обзавелась рядом нововведений. Так, изменилась структура экспонирования: каждый участник теперь получает в распоряжение стенды одинаковой площади, тогда как прежде действовало правило - кто больше выкупает квадратных метров, тот и имеет самую масштабную экспозицию. Организаторы во главе с Маратом Гельманом уверены, что таким образом обеспечат приток свежей крови, и ярмарка станет демократичнее и интереснее. Галереи же – вполне традиционно - живопись, объекты и фотографию. Среди необычных снимков стоит отметить "Уорхола с изображением Мэрилин Монро" Уильяма Джона Кеннеди, который привезла киевская Mironova Gallery. Галерея Гельмана представляет портрет Моцарта Валерия Кошлякова, а также объект "Ленин" группы "Синие носы", а галерея "Триумф", отличавшаяся в прошлые годы пышными экспозициями, показывает только новый проект АЕС+Ф Allegoria Sacra. Некоторые иностранные участники сделали ставку на известные в России имена. Так, токийская Whitestone Gallery представляет Такаши Мураками - цены на его принты начинаются с 2 тысяч евро, а на объекты - с 4,8 тысяч. Именно столько стоит сложенный из ярких цветов шар диаметром 40 сантиметров.

В Центральном доме художника с 21 по 25 сентября


Герман Титов. "Незначительные изменения"

"Незначительные изменения"

В рамках выставки "Незначительные изменения" художник и коллекционер Герман Титов, ставший обладателем последней премии "Инновация" за поддержку современного искусства, показывает три работы. Две из них – видео, а еще одна – "Золотая рука и другие предметы" - реконструкция эксперимента, в ходе которого художник выяснял, как может чувствовать себя искусство в экстремальных российских условиях, например, в пространстве неохраняемого заброшенного завода, и выяснил – не очень хорошо.

В Мультимедиа арт музее с 21 сентября до 9 октября

   

Источник: РИА Новости          Читать все новости >>